Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Защита периметра. Традиции и инновации.

Эксперт предлагает апробированные решения физической защиты
периметров аэропортов, а также знакомит с современными
инновационными разработками в этой области.


Олег Шаповал,
председатель совета директоров
ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»
Надо признать, что случившаяся 24 января 2011 г. в Домодедово трагедия дала мощный импульс для кардинальной модернизации систем безопасности аэровокзальных терминалов. В этом направлении действительно было много сделано. Вместе с тем к зданиям аэровокзалов прилегает обширная территория, на которой находятся ВПП, места стоянок и ремонта авиатехники, склады, навигационное и прочее оборудование. И здесь, к сожалению, изменения не столь ощутимы.
Между тем Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2014–2016 гг. в качестве одного из приоритетных направлений предусматривает проектирование и строительство комплексов инженерно-технических средств физической защиты периметров аэропортов в рамках их реконструкции. Для эффективного решения этой задачи предлагается использовать технические решения, положительно зарекомендовавшие себя на аналогичных объектах – гражданских аэропортах (Шереметьево, Кольцово, Бесовец, Магас, Пенза и др.) и военных аэродромах.
Редакция российского издания Airports International обратилась в этой связи с предложением поделиться собственным видением комплексного подхода и поэтапного решения вопросов физической защиты аэропорта к признанному специалисту в этой области, председателю совета директоров ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» Олегу Шаповалу.
О.Ш.: Говоря о построении систем безопасности аэропортов, прежде всего надо исходить из условий работы российских авиапредприятий и экономических реалий, опираясь при этом на многолетний опыт в сфере обеспечения безопасности особо важных объектов.
Опыт же подсказывает, что к формированию рубежа физической защиты надо подходить комплексно. Именно комплексный подход способствует решению не только технических, но и возникающих организационных вопросов, связанных с охраной объекта. Как показывает практика, при создании новых охраняемых объектов и организации дальнейшей работы всего поставляемого оборудования проще иметь дело с одним поставщиком, чем с несколькими. Это позволяет оперативно получать полный набор требуемого оборудования, комбинировать различные конструкции и интегрировать различные системы в общую систему безопасности объекта. За счет этого сокращается время монтажа и оптимизируются затраты на эксплуатацию.
Несмотря на очевидные преимущества такой тактики, порой приходится сталкиваться с противоположными действиями, а зачастую исправлять в рабочем порядке связанные с ними ошибки непосредственно на объекте.
Что можно и нужно считать одним из основных, основополагающих элементов комплекса инженерно-технических средств охраны объекта? Безусловно, это периметральные ограждения.
О.Ш.: Каждая функциональная зона аэропорта отличается своей спецификой, вследствие чего, соответственно, требует и специфических вариантов защиты периметра. Поэтому правильнее говорить не о каком-то типе ограждения, пусть даже широко применяемом, как, например, «МАХАОН»®, а об интегрированном в общую систему безопасности комплексе, конструкции которого можно комбинировать в зависимости от поставленных задач. Безусловно, такой комплекс должен быть оснащен воротами и калитками, а так же конструкциями для организации углов при повороте ограждения и для примыкания их к зданиям и сооружениям. Например, комплекс «ИНТЕГРАЛ®-КМ» имеет свыше пятидесяти модификаций за счет вариабельности комплектующих частей, что позволяет проектировщику достаточно четко определять оптимальную комплектацию оборудования «под объект».
На большей части территории аэропорта (вне аэровокзала), то есть там, где не требуется что-либо визуально скрывать от посторонних, целесообразно использовать ограждения, выполненные из различных металлических сеток (например, «МАХАОН®-Стандарт» (рис. 1).
Преимущества подобного типа ограждений очевидны – это хорошая просматриваемость и малая парусность, они отличаются высокой прочностью конструкции и гарантированной устойчивостью к сильным ветрам, любым объемам наледи и снежного наста, и к тому же не требуют применения сложной строительной техники благодаря простоте и низкой трудоемкости монтажа.
Такие ограждения, помимо физического барьера, одновременно являются платформой для используемых совместно с ними технических средств охраны (ТСО): систем видеонаблюдения, освещения, систем контроля и управления доступом и других вспомогательных средств.
Как уже было сказано, в ограждении предусмотрены элементы конструкции для устройства поворотов и примыкания ограждения к зданиям и сооружениям. Это позволяет авиапредприятию своими силами изменять конфигурацию самого периметра (например, при реконструкции ВПП или при установке временных ограждений). При этом устанавливать ограждение можно без вмешательства в действующий режим аэропорта, не прерывая его работу. Обратите внимание, для монтажа конструкций необязателен бетонный фундамент, так как стойки ограждения могут крепиться на фланцы специальных винтовых опор (рис. 2). Винтовые опоры сегодня используются в многообразных грунтовых условиях, включая вечную мерзлоту (за исключением скальных пород).
На определенных участках периметра в зависимости от функционального назначения зон аэропорта данное ограждение может быть дополнено плоским колючим заграждением (сетчатое полотно из армированной колючей ленты) (рис. 3), а в местах, где требуется и непрозрачное ограждение и малая парусность одновременно, используется просечно-вытяжной лист (рис. 4).
Если объект расположен в зоне с повышенным уровнем террористической угрозы, рекомендуется по его периметру или на особо опасных участках устанавливать ограждение с высокой плотностью заполнения на основе пулерассеивающей сетки «МАХАОН®-Практика» (рис. 5), которое при обстреле стрелковым оружием изменяет траекторию полета пули и снижает ее кинетическую энергию.
Входящие в комплекс ограждений ворота и калитки оснащены электромеханическими
приводами и всеми сопутствующими элементами контроля управления доступом (вандалоустойчивыми электромеханическими замками, датчиками положения створок ворот и калиток и т. д.).
Обеспечивая функцию физического барьера, ограждения одновременно являются платформой для используемых совместно с ними технических средств охраны, систем освещения, видеонаблюдения.
Необходимо также отметить, что все упомянутые ограждения соответствуют международным правилам безопасности аэропортов – имея достаточную прочность при внешнем воздействии, в то же время они не представляют серьезной угрозы для воздушного судна, которое может с ними столкнуться при чрезвычайных обстоятельствах.

Рис. 1. Ограждение «МАХАОН®-Стандарт»
   
Рис. 2. Пример   Рис. 3. Плоское колючее           Рис. 4. Панель ограждения
установки           ограждение на основе               из просечно-вытяжного
ограждения        армированной колючей             листа
на винтовую       ленты (АКЛ)
опору

Рис. 5. Калитка с заполнением из пулерассеивающей сетки «МАХАОН®-Практика»
Каким бы надежным ни было ограждение само по себе, при высоте 2–3 м через него с помощью ряда подручных средств все же можно перелезть. Каким образом можно снизить вероятность такого проникновения? Очевидное решение – усиление конструкции сверху.
О.Ш.: Не только сверху, но и снизу. У ограждений периметра предусмотрено противоподкопное заглубление. Что касается усиления сверху, то все ограждения оборудованы дополнительными препятствиями в виде козырькового заграждения из армированной колючей ленты (АКЛ) или сетчатых сварных полотен. Такой вариант (рис. 6) – наиболее быстрый и эффективный способ решения задачи.
Малозаметное препятствие на основе проволочной сети (МЗП «Пýтанка») (рис. 7) служит действенным дополнением к армированной колючей ленте. «Пýтанка» предотвращает проникновение нарушителя на объект, ограничивает доступ на отдельных подходах к нему, создает полосу отчуждения вдоль объекта, а также является препятствием для транспортных средств, в том числе гусеничных.
Незаметно преодолеть МЗП практически невозможно. Запутавшийся в сети нарушитель так или иначе становится объектом внимания технических средств охраны.

Рис. 6. Козырьковое заграждение на основе АКЛ

Рис. 7. «Пýтанка» — малозаметное препятствие на основе проволочной сети
Современный ассортимент технических средств охраны (ТСО) весьма широк. В чем их основные отличия? Какие из них следует предпочесть?
О.Ш.: Рекомендуемые Минтрансом ТСО для охраны периметра аэропортов включают в себя системы видеонаблюдения, средства периметральной сигнализации, охранной и тревожной сигнализации на КПП, а также на основных и резервных въездах на территорию аэропорта. Для объектов особой важности либо находящихся в зонах повышенного риска представляется целесообразным применять не менее двух рубежей периметральных средств обнаружения. При этом первый рубеж должен проходить непосредственно по ограждению, обеспечивая обнаружение
факта проникновения (путем пролома, перелаза или подкопа) через него на территорию аэропорта. Для этих целей используют вибрационные средства обнаружения (типа  «ИНТЕГРАЛ®-М», рис. 8а), обеспечивающие контроль участка периметра до 500 м. Второй рубеж следует размещать внутри периметра, по внутренней границе трехметровой полосы отчуждения. Здесь применяют
двухпозиционные радиоканальные извещатели (типа «ИНТЕГРАЛ®-Д») (рис. 8б).
Между рубежами либо на первом рубеже рекомендуется применение периметрального видеонаблюдения, позволяющего верифицировать возникшую тревогу визуальными данными с участка, отсеивать ложные срабатывания и локализовать зону проникновения.
В некоторых случаях целесообразно применение поворотных телевизионных камер для отслеживания действий нарушителей до момента прибытия сил реагирования.
Исключительно важна возможность единого централизованного контроля состояния точек прохода (КПП, основных и резервных въездов) на территорию аэропорта и состояния периметра. В этих целях целесообразно использовать интегрированные системы безопасности, объединяющие информацию от систем видеонаблюдения, периметральной сигнализации, систем контроля доступа КПП.
Для такой интегрированной системы очень важно иметь возможность взаимодействия с оборудованием различных производителей, имеющим различные протоколы информационного обмена. Это касается не только и не столько видеокамер, где проблема отчасти может быть решена применением поддерживающего ONVIF-оборудования, но и систем периметральной охранной сигнализации и контроля доступа.
Для интегрированной системы обеспечения безопасности, безусловно, должна быть обеспечена возможность создания сценариев автоматизации, наращиваемости, масштабируемости и заменяемости оконечного оборудования, а также возможность информационного сопряжения с другими системами.
Такая система непременно должна быть отечественного производства, и ее производитель должен иметь качественную техническую поддержку для оперативного решения вопросов как интеграторов, так и пользователей.
Авиапредприятия – весьма специфические объекты, широко использующие в своей работе радиотехнические устройства обеспечения посадки воздушных судов. Следовательно, требуются и такие средства защиты периметра, которые не препятствуют прохождению электромагнитных волн – это радиопрозрачные ограждения.
О.Ш.: Радиопрозрачность ограждения достигается за счет отказа от применения в их конструкции металлических частей. Опора такого ограждения выполнена из стеклопластикового профиля 80×40 мм, полотно панели – из пластиковой сетки с размером ячейки: 51×51 мм. Типовая высота сигнального ограждения составляет 2 м (рис. 9). В комплекте с основными конструкциями могут поставляться распашные ворота и калитки.
К положительным особенностям радио-прозрачного ограждения следует отнести большой диапазон рабочих температур – от–60 до +60 °C, высокую стойкость к ветровым нагрузкам (20 м/с, в порывах до 30 м/с), к атмосферным воздействиям и ультрафиолетовым лучам. Кроме того, на протяжении всего срока службы (30 лет) радиопрозрачному ограждению не требуются трудоемкие сезонные регламентные работы.
Радиопрозрачные ограждения устанавливают на объектах систем посадки – глиссадных и курсовых радиомаяках. Помимо этого, они могут найти применение на других радиотехнических объектах на территории аэродрома.
 
Рис. 9. Пример применения              Рис. 10. Проект АКПП с зонами досмотра
радиопрозрачного ограждения
Логично предположить, что наиболее уязвимым для злоумышленников участком ограждения может быть место въезда автотранспорта на охраняемую территорию. Как превратить это слабое звено в усиленное? Для этого требуется соответствующим образом оборудовать автотранспортные КПП.
О.Ш.: Если линейные участки периметра объекта можно защитить простыми дополнительными средствами (рвом, железобетонными блоками и т. п.), то обеспечить безопасность автотранспортных контрольно-пропускных пунктов (АКПП) намного сложнее.
От ритмичной работы АКПП зависит нормальное функционирование предприятия. На сегодняшний день АКПП в плане технического оснащения – это наиболее насыщенный участок в системе охраны периметра объекта.
Через АКПП проходят автотранспортные средства и перемещаются массивные грузы, с помощью которых потенциальные нарушители могут совершать акты незаконного вмешательства с серьезными последствиями.
Анализ деятельности террористических групп показывает тенденцию широкого использования автотранспортных средств, начиненных взрывными устройствами, для совершения терактов с применением тарана в зоне въезда автотранспорта на объект.
Оборудование АКПП, представляющее собой сосредоточение техники различных классов, предназначено предотвращать или снижать вероятность подобных угроз, а также защищать от опасности персонал, досматривающий транспорт и регулирующий работу досмотрового шлюза.
В отличие от периметрального ограждениязо ну АКПП в момент ее открытия можно преодолеть моментально, используя автомобиль. Поэтому наиболее уязвимым и, соответственно, ответственным звеном в системе безопасности объекта является транспортный проезд.
Чем можно ограничить непосредственный прорыв автотранспорта с потенциальным нарушителем в охраняемую зону? Радикальным противодействием данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути прорыва автотранспорта.
О.Ш.: Это позволяет предотвратить акт незаконного вмешательства еще на стадии замысла либо значительно уменьшить ущерб при совершении подобных действий. В данном случае под физическими препятствиями имеются в виду противотаранные устройства (ПТУ) в совокупности со средствами, снижающими кинетическую энергию движущегося автомобиля. Практика показывает, что система безопасности объекта должна быть готова к таранному удару большегрузным автомобилем (массой до 40 т), который движется со скоростью 80км/ч. Если ворота АКПП не имеют противотаранных свойств и защищают объект только от пеших правонарушителей, то, в случае попытки прорыва основной таранный удар примет на себя противотаранное устройство. Для уменьшения кинетической энергии таранного удара потребуется принудительно снизить скорость движущегося автомобиля.
Но даже с учетом принудительного снижения скорости многотонное автотранспортное средство является серьезным испытанием для противотаранной системы. В то же время не исключена возможность прорыва через соседний досмотровый шлюз в тот момент, когда в нем открывают проезд. Поэтому на границе между шлюзами необходимо устанавливать физические препятствия с противотаранными характеристиками, например, комбинированные заграждения «ЗАСЛОН®».
При проектировании АКПП ПТУ располагают как на въезде в досмотровый шлюз, так и перед выездом из него. Второе ПТУ открывают только после окончания процедуры досмотра, так как возможен прорыв навстречу выезжающему с объекта автомобилю. И последствия в этом случае могут быть не менее тяжелыми. Поэтому комплект физических препятствий для выездного шлюза должен быть равноценен оборудованию для въездного – такое же противотаранное устройство, такие же ворота и т. д.
Что именно представляют собой противотаранные устройства (ПТУ)? Какой их тип оптимален для применения в аэропортах?
О.Ш.: Самый распространенный тип противотаранного устройства, применяемый сегодня в аэропортах, – шлагбаумный. По сути, это неотъемлемая часть комплексных мер для защиты периметров объектов особой важности, к которым причислены аэропорты. При этом такое ПТУ могут применяться как отдельно, так и в комбинации с другими инженерными системами безопасности, образуя шлюз для досмотра автотранспорта.
Устройство представляет собой механизм с двумя опорами, на которых расположен уравновешенный противовесом барьер. Всоответствии с расчетами, подтвержденными натурными испытаниями, энергия таранного удара автомашины полностью гасится барьером и опорными конструкциями устройства.
Данный тип ПТУ, целиком перекрывая ширину дорожного проезда, защищает объект от прорыва транспорта в двух направлениях – на въезд и на выезд. При его использовании нет необходимости в ограничении массы, высоты и скорости пропускаемого транспорта. Применение ПТУ шлагбаумного типа не требует дополнительных мер по обеспечению его работоспособности в межсезонье и особенно в зимнее время года.
Для автотранспортных КПП, имеющих высокую интенсивность движения автотранспорта, предлагается применение противотаранных шлагбаумов облегченного типа (ПТУ-Л «ПРЕПОНА®»), ресурс которых составляет не менее 200 тыс. циклов открывания-закрывания. Они гарантированно останавливают автомобили массой до 3,5 т, передвигающиеся со скоростью до 40 км/ч. Ширина перекрываемого проезда – 4,5 м. ПТУ-Л «ПРЕПОНА®» устанавливаются как на классические железобетонные, так и на динамические свайные фундаменты, при монтаже которых не используется бетон (рис. 11).
Для оборудования АКПП зон высокой ответственности на территории аэропорта применяются ПТУ, обеспечивающие остановку автомобиля массой до 20 т, передвигающегося со скоростью до 40 км/ч (рис.12). Данные противотаранные устройства перекрывают проезды шириной от 4,5 до 7,5 м. Ресурс их механизмов – не менее 200 тыс. циклов открывания-закрывания. Диапазон рабочих температур вышеописанных устройств – от –40 (отдельные модификации для северных районов способны функционировать при температуре от –55) до +65 оС (в зависимости от варианта исполнения). Срок службы – не менее 10 лет.
Руководству аэропорта и лицам, отвечающим за его безопасность, необходимо понимать, что при выборе средств противотаранной защиты следует ориентироваться не только на рабочий ресурс, стоимость, финансовые и трудовые затраты на монтажные и пусконаладочные работы, расходы на эксплуатацию, но в первую очередь на эффективность противотаранных средств, подтвержденную результатами краштестов.
Достаточно ли установки эффективных ПТУ для защиты АКПП аэропорта не только в штатном режиме, но и в нештатных ситуациях? Конечно, защита будет намного надежнее, если усилить ее дополнительным оборудованием.
О.Ш.: Для начала следует позаботиться о воротах.
Особое внимание необходимо уделить заполнению панелей ворот. Оно может быть выполнено из пулерассеивающей сетки «МАХАОН®-Практика» либо быть сплошным, что позволяет скрыть от посторонних глаз текущую ситуацию на АКПП. Возможно и оперативное решение индивидуально поставленных заказчиком задач.
Один из примеров оригинального технического решения – откатные ворота вертолетной площадки, перекрывающие 60-метровый интервал между ограждениями (рис. 13).
На две платформы (30 метров каждая) были установлены опоры и сетчатые сварные панели ограждения (аналогичные тем, что и по периметру вертолетной площадки).
Для колес платформ были оборудованы направляющие. Для приведения платформ в движение использовали приводы для откатных ворот (рис. 14).
Это еще одно подтверждение универсальности конструкций используемых сетчатых ограждений и возможности интегрировать их в различные комплексы физической защиты объектов.
 
Рис. 11. Противотаранное устройство      Рис. 12. Пример использования
шлагбаумного типа ПТУ-Л                         противотаранного устройства
«ПРЕПОНА®» на свайном                           в аэропорту
фундаменте
 
Рис. 13. Пример конструирования           Рис. 14. Привод откатных ворот
и установки 60-метровых откатных
ворот для вертолетной площадки
Далее следует назвать быстро устанавливаемые противотаранные физические препятствия комбинированного типа «ЗАСЛОН®» (рис. 15). В опоры данного заграждения возможно устанавливать маскируемые автономные средства обнаружения (типа «АРКАН®» рис. 16). «Заслоны» служат для разделения параллельных шлюзов, а также для оперативного демонтажа шлюза в случае возникновения нештатной ситуации. Данные ограждения оборудуют калитками с электромеханическими замками для прохода персонала между шлюзами. Замечено, кстати, что в некоторых зарубежных аэропортах такого типа ограждения применяют как на внешнем периметре, так и для разделения внутренних технических зон.
Применяемые калитки, замки, приводы для ворот и другие устройства должны обладать антивандальными свойствами и быть рассчитаны на работу при низких отрицательных температурах (до –50 °C), кроме того, иметь большой ресурс. Например, замки должны быть рассчитаны не менее чем на 500 тыс. рабочих циклов. К обязательному оборудованию относятся досмотровая эстакада и навес. Навес защищает территорию АКПП от атмосферных осадков, видеокамеры и прочая аппаратура работают в оптимальных условиях, что положительно сказывается на качестве досмотра.
Тем, кому интересно подробное техническое описание вышеуказанного оборудования я предлагаю посетить сайт предприятия www.cesis.ru. Проектировщикам же рекомендую воспользоваться общедоступной справочно-информационной системой типовых проектных решений на сайте www.cesis-proekt.ru.
В заключении нашей беседы хочу ещё раз подчеркнуть жирной линией, что проектирование системы безопасности объекта, изготовление, монтаж и эффективное использование оборудования требуют комплексного подхода.
 
Рис. 15. Комбинированное    Рис. 16. Маскируемое вибрационное средство
ограждение «ЗАСЛОН®         обнаружения «АРКАН®»