Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Вопросы обеспечения безопасности объектов инфраструктуры ОАО "РЖД"

По докладу на Х региональной конференции НП «Определение производителей железнодорожной техники» г. Пенза, 23 октября 2015 г. Олег ШАПОВАЛ, председатель совета директоров ЗАО «ЦеСИС»
Обеспечение безопасности железнодорожных переездов. В современных условиях особую значимость приобретают вопросы обеспечения безопасности движения через ж/д переезды. Появление высокоскоростных поездов потребовало дополнительного обеспечения безопасности дорожного движения. Центр специальных инженерных сооружений (ЗАО «ЦеСИС») учреждён предприятиями госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос». Компания создана в 2001 году и аккредитована в государственной корпорации «Росатом», ОАО «НК «Роснефть» и в ряде других крупных компаний топливно-энергетического комплекса. Предприятие специализируется на разработке, производстве и монтаже инженерно-технических комплексов физической защиты периметров. Производственные площади составляют свыше 70 000 м2, на которых работает около 1000 человек. ­                                                                 Кроме того, не исключена возможность умышленного тарана ж/д состава с целью совершения теракта. Подобные происшествия, наряду со значительными материальными потерями, вызывают большой общественный резонанс. В настоящее время на эксплуатируемых ж/д переездах внедряются перспективные технические решения, направленные на обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств и подвижного состава железных дорог. Однако устанавливаемые на переездах лёгкие шлагбаумы заставят быть осторожнее, прежде всего законопослушных водителей. Поэтому сегодня службами, отвечающими за безопасность движения, рассматривается возможность установки в аварийно-опасных местах специальных физических препятствий – противотаранных устройств (ПТУ) – для исключения несанкционированного проезда автотранспорта через переезд, особенно на тех участках, где статистическая вероятность столкновения подвижного состава и автомобильного транспорта особенно велика. В ЦеСИСе разработано и серийно выпускается ПТУ шлагбаумного типа, специально предназначенное для обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. ПТУ данной модификации полностью перекрывает дорожное полотно шириной 7,5 м и гарантированно останавливает транспортное средство массой до 10 тонн,. движущееся со ско-ростью до 40 км/ч. Время закрывания переезда 5 или 10 с (в зависимости от варианта исполнения), а открывания не более 10-18 с. Управление ПТУ производится со стационарного пульта (шкафа управления). При отсутствии электропитания предусмотрено ручное управление барьером. Механизмы ПТУ рассчитаны на долговременную работу в большинстве климатических зон России. Диапазон рабочих температур для выносного пульта управления составляет от – 40 до +40 °С, а для шкафа управления от +0 до +40 °С. Для модификаций, разработанных специально для работы в условиях Крайнего Севера, минимальная температура эксплуатации выносного пульта управления и самого устройства составляет 50 °С. Режим работы ПТУ непрерывный, круглосуточный. Периодичность технического обслуживания ПТУ каждые 300 тыс. циклов (открывание / закрывание). Срок службы 10 лет. В настоящее время этими устройствами оборудованы 36 железнодорожных переезда на высокоскоростных направлениях Москва – С.-Петербург и С.-Петербург – Хельсинки, а также 42 железнодорожных переезда на направлении Москва – Нижний Новгород. В результате внедрения ПТУ шлагбаумного типа на данных участках в несколько раз сократилось время на подготовку переездов к пропуску высокоскоростных поездов. За время эксплуатации ПТУ не зафиксировано ни одного случая несанкционированного проезда автотранспорта через переезды. По мнению специалистов в области транспортной безопасности, данная разработка претендует на широкое внедрение на объектах транспортной инфраструктуры. В настоящее время в инициативном порядке по техническому заданию ГП «КАЗТЕМИРЖОЛЫ» совместно с ТОО «Kazcentrelectroprovod» проводятся работы по внедрению ПТУ в состав переездной автоматики. В рамках этой работы противотаранное устройство было доработано для обеспечения удержания автомобиля массой до 20т на скорости до 40 км/ч (или массой 10 т при скорости движения до 60 км/ч), при ширине проезда 7,5м. Следует отметить, что переездная автоматика предназначена, в первую очередь, для автономных (необслуживаемых) переездов.

Преимущества ПТУ шлагбаумного типа

Следует отметить, что, в отличие от применяемых сегодня устройств выдвижного типа, монтируемых на уровне дорожного покрытия, ПТУ шлагбаумного типа не требует дополнительных затрат на создание систем дренажа и обогрева, а также эксплуатационных затрат на поддержание последних в рабочем состоянии, особенно в зимний период. Основное отличие устройств шлагбаумного типа расположение барьера выше уровня дорожного полотна. За счет этого данный тип ПТУ имеет ряд неоспоримых преимуществ перед устройствами, монтируемыми в дорожное покрытие. При их использовании, например, нет необходимости в ограничении массы, высоты и скорости пропускаемого транспорта.

Проблемы остаются, но они решаемы

В настоящее время на объектах ОАО «РЖД» ПТУ управляются со стационарного пульта по команде дежурного переезда. Для снижения так называемого «человеческого фактора» было представлено техническое предложение по интеграции ПТУ в состав переездной автоматики. Возможности для этого есть, это подтверждают проводимые работы по техническому заданию ГП «КАЗТЕМИРЖОЛЫ» и интерес со стороны ОАО «РЖД». Однако, отсутствует решение вопроса безопасного движения пешеходов через ж/д пути в установленных местах. Речь идет о прекращении движения пешеходов во время прохождения состава. В установленных местах для движения пешеходов в полотне заграждения устанавливаются калитки, оборудованныесве то звуковым табло со счетчиком времени, предупреждающие о приближении состава, дистанционно управляемым замком, датчиком положения полотна калитки и доводчиком. Ширина проходов и их количество определяется нормативной документацией. Очевидно, что уже существует необходимость написать концепцию безопасности такой, как её видит ОАО «РЖД» совместно с МВД РФ.

Комплекс инженерно технических средств физической защиты (КИТСФЗ)

Согласно Указу Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Правительству РФ было поручено «…оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства». Для решения поставленной задачи ЦеСИС разработал и серийно производит комплекс инженерно-технических средств физической защиты «Интеграл-К». Данный комплекс предназначен для формирования рубежей охраны объектов с периметрами большой протяженности, прилегающих к железнодорожным магистралям как в черте города, так и за его пределами. При создании комплекса учитывалась специфика железнодорожных магистральных путей, мостов и путепроводов, находящихся в различных климатических зонах России, а также был использован огромный опыт предприятия по оборудованию объектов большой протяжённости различных ведомств. Принцип построения комплекса «Интеграл-К» основан на интеграции сварных сетчатых заграждений с техническими средствами охраны (ТСО) и системой малокадрового телевидения. В состав комплекса «Интеграл-К» входят инженерные заграждения на основе сварных сетчатых панелей («Махаон», МЕТОЛ). Комплекс «Интеграл-К» имеет пять десятков модификаций за счет вариабельности комплектующих частей, что позволяет проектировщику эффективно применять их в соответствии с условиями того или иного объекта, делать оптимальный выбор при подготовке проектных решений. Для затруднения преодоления заграждения его конструкции могут быть дополнены козырьковыми заграждениями из армированной колючей ленты (АКЛ). Кроме того, в комплекс «Интеграл-К» входят ворота и калитки, а также дополнительные конструкции для организации поворотов и примыкания заграждения к зданиям и сооружениям. Ворота и калитки комплекса оборудованы электроуправляемыми замками, что позволяет интегрировать элементы комплекса в систему управления доступом к объекту. В целом КИТСФЗ «Интеграл-К» адаптирован к любому ландшафту и не ограничивает визуальный контроль прилегающей территории. Типовые элементы комплекса позволяют создавать конструкции различной конфигурации, в частности ограждения для технологического оборудования железнодорожных путей и организацию переходов на путях миграции диких животных. Конструкции комплекса имеют малую парусность, они устойчивы к ветровым нагрузкам и препятствуют образованию снежных заносов, а в случае возникновения техногенных катастроф не способствуют скоплению (концентрации) опасных веществ в воздухе и на поверхности почвы.

Плоское колючее заграждение

В зависимости от условий эксплуатации объекта, окружающей социальной обстановки и требуемой тактики охраны КИТСФЗ «Интеграл-К» может быть дополнен другими типами инженерных заграждений, например, плоским колючим заграждением (ПКЗ) на основе АКЛ. Им оборудуют внутренние территории объектов (например, периметр запретной зоны), а также дополняют существующие ограждения, придавая им новые свойства. В структуре железнодорожного хозяйства ПКЗ целесообразно применять при ограждении таких объектов, как отстойники вагонов и железнодорожные пути в малонаселённой местности. Плоское колючее заграждение, разработанное и серийно выпускаемое сегодня в ЦеСИСе, является уникальным охранным комплексом, включающим в себя агрессивное плоское колючее заграждение, технические средства охраны (ТСО) и систему малокадрового телевидения. Высота заграждения может быть различна, начиная от 2м и выше. ПКЗ являются труднопреодолимыми препятствиями. Внешний вид заграждения снижает вероятность попыток его преодоления. Система малокадрового телевидения позволяет определить реальность угрозы несанкционированного нарушения периметра объекта, а также выяснять случаи ложного срабатывания ТСО. Оцинкованные и агрессивные конструкции ПКЗ не привлекают вандалов, так как не могут быть сданы в металлолом или использоваться на частном подворье.

Малобюджетное заграждение на основе шарнирной сетки

Применяется для ограждения автомобильных трасс, железнодорожных магистралей, сельхозугодий и частных владений с целью ограничения доступа к ним диких и домашних животных, а также несанкционированному проникновению человека на охраняемую территорию. Металлическая сетка изготовлена из оцинкованной проволоки. Конструктивно сетка представляет собой полотно, вертикальные проволоки которого крепятся к горизонтальным проволокам с использованием шарнирного узла. Диаметр верхней и нижней горизонтальных проволок рулона 2,5 или 3,0 мм, диаметр всех прочих проволок – 2,0 мм. Сетка поставляется в рулонах по 50 п.м. Высота рулона 1600-2000 мм с шириной ячейки от 15 до 30 мм. В качестве опоры заграждения применяются оцинкованные профильные трубы сечением 55х65 мм и V-образного исполнения. Опоры размещаются на расстоянии 4-8 метров, в зависимости от почвы и рельефа местности. Срок службы заграждения более 25 лет. Экономичность. По мнению экспертов, заграждение являются оптимальным по соотношению эффективности и стоимости. Сегодня стоимость заграждения на основе шарнирной сетки в поставке составляет от 250 тыс. руб. за 1 км.

Особенности решений для железной дороги

Заграждения помимо физического барьера одновременно являются платформой для используемых совместно с ними ТСО, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения, освещения и других аналогичных средств. При формировании рубежей охраны железнодорожных путей необходимо учитывать, что близко проходящий поезд создает помеховый фон широкого спектра, а в комбинации с прочими помехами (от автомобильного транспорта, ветра, осадков и животных) приводит к увеличению количества ложных сигналов тревоги, что существенно снижает эффективность системы обнаружения. Известны способы борьбы с влиянием помехового фактора путем уменьшения протяженности зон обнаружения ТСО. Современные методы обработки сигналов позволяют анализировать информацию, поступающую от различных устройств, задавать временные интервалы в зависимости от порядка поступления событий и формировать тревожное сообщение с высокой достоверностью, непосредственно на контролируемом участке. Применение подобных технологий и современных подходов к проектированию позволяет оптимизировать расходы при оборудовании объектов, а также снизить последующие эксплуатационные расходы и влияние человеческого фактора без снижения эффективности работы КИТСФЗ охраняемого объекта.

Система безопасности перевозимых грузов на железнодорожном транспорте «Препона – А»

За основу системы безопасности перевозимых грузов была взята маскируемая система охраны периметра на базе точечного вибрационного средства обнаружения (ВСО) «Препона-А». Система в части оборудования полностью повторяет систему охраны периметра, но отличается в части тактики применения. «Препона-А» является беспроводной системой охраны, которая состоит из множества (до 250) модулей чувствительных элементов (МЧЭ), формирующих точечные зоны обнаружения. Каждый чувствительный элемент представляет собой точечный вибрационный датчик. Модуль выполнен в виде герметичного корпуса, в котором расположены чувствительный элемент, элементы питания и радиоканал. Модуль крепится к металлической поверхности с помощью магнитов без каких-либо дополнительных крепежных элементов. Информация о способе воздействия на зону обнаружения и состоянии работоспособности самого модуля передается от него по радиоканалу на частоте 868 МГц на блок сбора и обработки информации (БСОИ). Блок представляет собой стационарный модуль и служит основой для организации автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора охраны. С блока сбора информация может быть направлена по проводной или GSM-лини связи на верхний уровень охраны объекта, либо на мобильный телефон в виде СМС-сообщения. Обслуживание модулей сводится к замене элементов питания примерно один раз в год. Основными преимуществами данной системы являются: Пассивный принцип обнаружения нарушителя. Локализация точки воздействия с точностью до места установки чувствительных модулей. Монтаж модулей предельно прост. Отсутствие какого-либо крепежа у датчика обеспечивает простоту монтажа модуля. Отсутствие каких-либо кабелей связи и питания обеспечивает мобильность установки  изделия в целом. Возможность настройки каждого чувствительного модуля позволяет адаптировать изделие к различным условиям эксплуатации. Возможность конфигурирования участков охраны для сопряжения с приемо-контрольным прибором посредством сухих контактов реле. Особенности установки системы Модули могут быть установлены на любые металлические предметы (например, контейнеры, тяжелая техника и т.п.). Модули устанавливаются снаружи охраняемого объекта на стенку или дверь при помощи магнитов. Объект охраны может быть расположен на железнодорожной платформе, а блок сбора информации расположен в обычном вагоне. В этом случаи тревога с модуля формируется от изменения статического положения объекта (дверцы или люка, расположенных на нем), либо при срабатывании дополнительного внешнего датчика. Объект охраны может быть расположен стационарно на земле, а блок сбора внутри помещения охраны. В этом случае модуль может сообщать тревожные события как об ударных воздействиях на объект охраны, так и об изменении его статического состояния, например, при поднятии и переносе контейнера. Опционально к каждому модулю может быть подключен магнитно-контактный датчик или датчик объема, контролирующий открытие двери или люка. Каждое из описанных воздействий может быть отображено на АРМ оператора с указанием местоположения модуля на карте. ЦеСИС готов к различным вариантам сотрудничества и предлагает проектировщикам железнодорожного ведомства воспользоваться собственным опытом создания КИТСФЗ для обеспечения безопасности объектов на основе типовых проектных решений, представленных на сайте нашего предприятия www.cesis-proekt.ru. Там же можно получить консультации специалистов разработчиков и проектировщиков. Комплексный подход в решении вопросов безопасности объектов различной категории, наличие собственной испытательной базы и системы контроля качества на всех этапах производства и монтажа позволяют ЗАО «ЦеСИС» быть серьёзным и долговременным партнёром в деле обеспечения безопасности.