Типовые проекты Скачать проект
Техническая поддержка +7 (841-2) 45-89-65
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Шесть сюжетов о контрафакте и недобросовестной конкуренции

Александр Дьячков, заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельностью компании «ЦеСИС»

Контрафа́кция (от лат. contrafactio — подделка) — 1) нарушение авторского права или смежных прав; 2) использование отдельными фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и обмана покупателя. Термин применяется в праве многих стран.
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

Сюжет первый: а-ля ЦеСИС

Это произошло в Казахстане. ЦеСИС выиграл тендер на оборудование объектов NN (подведомственная структура Министерства обороны Казахстана) в Астане*. Согласно условиям договора он поставил туда свыше десятка противотаранных шлагбаумов ПТУ-Л** (рис. 1.1.).

Рис.1.1. ПТУ-Л производства ЦеСИС

NN занимается строительством военных объектов в Казахстане и организовывает тендеры минобороны.

Следующий тендер на поставку в Нур-Султан пятнадцати противотаранных устройств ЦеСИС проиграл. Победителем на этот раз оказалась южно-казахстанская компания NnN. Чимкентцы оказались более изобретательны в подаче конкурсных предложений: выставив низкие цены на свою продукцию, они заявили её как аналог ПТУ-Л производства ЦеСИС (рис. 1.2). В прилагаемом к каждому изделию техническом описании было чётко обозначено: «аналог ЦеСИСа». Контрафактом в чистом виде это назвать нельзя, но пример недобросовестной конкуренции здесь налицо. Недобросовестной, потому без ведома владельца используется его торговая марка. Недобросовестной, потому что пострадала репутация предприятия-производителя высококачественного и надёжного оборудования.

Рис. 1.2. «Аналог ЦеСИСа» противотаранное устройство производства южно-казахстанской компании NnN

Однако, упоминание известного бренда ещё не является гарантией безотказной работы механизмов – большинство противотаранных устройств через месяц вышли из строя. При этом не было ни идущих на таран автомобилей, ни каких-либо других диверсий.

Можно только предположить, что NnN-ские разработчики, находясь у себя в Чимкенте (Шымкент), где очень редко выпадает снег, не рассчитывали на эксплуатацию их детища в резко континентальном климате целинных земель (-40 зимой и +40 летом): с их снежными буранами и песчаными бурями. В отличие от устройств пензенского производства чимкентские не имеют защиты от климатических воздействий. В результате занесенные снегом механизмы не смогли корректно работать (рис. 1.3), а шкафы управления вышли из строя при первых же морозах.

Рис. 1.3. Снегом забило механизм привода, тем самым сделало невозможным работу устройства

Владелец объектов, где были установлены дефектные ПТУ, попросил наших казахстанских компаньонов их восстановить. Следует признать, что им удалось реанимировать некоторые механизмы, правда, с большим трудом и значительными материальными затратами.

В отличие от «аналога» в оригинальном исполнении кожух противотаранного устройства полностью защищает механизм ПТУ от климатических воздействий (рис. 1.4).

Рис. 1.4. ПТУ-Л «Препона» в зимних условиях. Необходимый для рабочего хода стрелы паз оснащён специальными щётками, не позволяющими дождю и снегу проникать внутрь кожуха и препятствовать работе механизма.

Рис. 1.5 – 1.8. ПТУ-Л «Препона» после снегопада.

Сомнительно, что устройства «аналог ЦеСИСа» прошли какие-либо испытания. В то же время, любое оборудование с маркой «ЦеСИС» прежде чем выйти в серийное производство в обязательном порядке проходит разного рода заводские и натурные испытания (при этом краш-тесты проводят только на сертифицированных полигонах, рис. 1.9). И только на основании их результатов в паспортах указываются технические характеристики изделий. Например, ключевое качество ПТУ-Л – расчетная устойчивость конструкции к таранному удару была подтверждена краш-тестом. И только после испытаний на полигоне НАМИ*** в паспорте изделия появилась запись: «Является непреодолимым препятствием для автотранспорта массой 3,5 тонны, движущегося со скоростью до 40 км/ч».

Испытания противотаранного устройства методом краш-теста на полигоне НАМИ

Вероятнее всего, ни организаторы тендера, ни конечный заказчик, ориентируясь исключительно на цены, не обратили должного внимания на существенные конструктивные отличия предлагаемых устройств и не запросили у поставщика «аналогов ЦеСИСа» протокол испытаний. В результате объекты министерства обороны республики не имеют должной защиты, а казахстанские военные остались один на один с грудой металлолома и сомнительным словосочетанием в технических паспортах: «аналог ЦеСИСа».


* В настоящее время город Нур-Султан, столица Казахстана (Назад ↑↑↑)

** Противотаранные устройства облегчённого типа (Назад ↑↑↑)

*** Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (Назад ↑↑↑)


Сюжет второй. Несерьёзное отношение серьёзного заказчика

Бронированные наблюдательные вышки, по понятным причинам, устанавливаются только на особо важные объекты.

Подобные объекты оснащают исключительно сертифицированными бронированными изделиями, и производство ЦеСИС с этой задачей всегда справлялось, выпуская продукцию, отвечающую нескольким классам пулестойкости: Бр3, Бр4 и Бр5. Следует подчеркнуть, что соответствующие тому или иному классу сертификаты изделия получают только после прохождения испытаний – обстрела из различных видов стрелкового оружия.

Рис. 2.2 – 2.3. Стенды с имитацией дверей после обстрела из стрелкового оружия с расстояния 5 метров. Обстрелу подверглись сварные соединения бронированных панелей и петель, амбразуры, непосредственно бронелисты и замочные скважины.

Тем не менее, когда одному серьёзному заказчику понадобилось оборудовать свои объекты наблюдательными вышками, то в условиях тендера на поставку и монтаж 100 бронированных сооружений главную роль сыграла наименьшая цена, а не уровень качества изделий и возможности производства предприятия-поставщика.

Можно, конечно, сослаться на требования пресловутого закона (№ 44-ФЗ), но и качественные характеристики надо чётко прописывать.

В результате тендер на поставку и монтаж сооружений выиграла некая челябинская компания, которая вскоре прекратила своё существование. Те конструкции, что она успела изготовить, на объект так и не поступили. И предъявлять претензии уже некому.

Вывод напрашивается сам собой: при оснащении особо важных объектов системами безопасности низкая цена не должна быть главным критерием для оценки изделия. Качество продукции должно напрямую влиять на результаты тендеров. При этом, победитель конкурса должен иметь не только сертифицированные изделия, но и технологии, а также стабильно работающее производство, иными словами предприятие должно иметь соответствующую репутацию, определённый статус и референции, а также опыт реализации проектов.

Рис. 2.4. – 2.6. Производство бронеизделий в цехах компании «ЦеСИС»

 

Сюжет третий. Однако, тенденция…

Таких случаев действительно много, при том эта схема применяется либо в одном регионе или в определённой отрасли. Вначале два-три объекта оборудуют сетчатыми заграждениями производства ЦеСИС, а право на оснащение следующих на конкурсе неожиданно получают малоизвестные компании, занимающиеся мытьём окон, ремонтом зонтиков и т.п. При этом в конкурсной документации они заявляют поставку и монтаж заграждения типа «Махаон»* (разумеется, по самой низкой цене).

Как тут не вспомнить предостережение Томаса Джефферсона, видного политического деятеля времён войны за независимость США: «Никогда не покупайте вещь, прельстившись её дешевизной, — такая вещь, в конечном счёте, обойдётся вам дорого».

Обычно после такого тендера на объект поступает нечто весьма отдалённо напоминающее заграждение «Махаон», изготовленное из чёрной неоцинкованной стали, покрашенное ровно на столько, чтобы краска отслоилась не сразу, а через 2-3 месяца после приёмки работ и ввода объекта в эксплуатацию (рис. 3.1.).

Рис. 3.1. Контрафактное изделие на реальном объекте с отслоившейся краской на опоре заграждения

 

Затем, как правило, заказчик направляет в ЦеСИС письмо приблизительно следующего содержания: «На объекте NN подрядной организацией NиN) проводится строительство периметрального ограждения типа «Махаон».

Секция заграждения, поставленной подрядчиком, состоит из швеллера 14… Ограждение окрашено в белый цвет.

Сопроводительные документы к ограждению отсутствуют. (Ред. ни по одному критерию не подходит к заграждению «Махаон» производства компании «ЦеСИС»)

Прошу Вас сообщить в наш адрес: закупало ли в текущем году компания «РиК» в компании «ЦеСИС» ограждение типа «Махаон» и в каком количестве? А также сообщите технические условия, которым должно соответствовать данное ограждение».

Анализ одной из таких конструкций типа «Махаон» показал, что его применение в полевых условиях в качестве заграждения неприемлемо. Во-первых, при ветровых нагрузках от вибрации лопаются сварные узлы, так как применяемая в конструкции заграждения арматурная рифлёная проволока ВР-1 (высокоуглеродистая проволока для армирования железобетонных конструкций) излишне жёсткая. Во-вторых, по той же причине сварные узлы не выдерживают нагрузок на изгиб при зиговании (создании рёбер жёсткости) полотна заграждения, что также ведёт к нарушению геометрии сетчатой панели. В третьих, из-за ребристого профиля используемой проволоки невозможно качественно подготовить поверхность изделия для нанесения лакокрасочного покрытия, что в дальнейшем приводит к растрескиванию и отслаиванию последнего от поверхности изделия (рис. 3.2.).

Рис. 3.2

В отличие от своих контрафактных аналогов заграждение «Махаон» от предприятия-производителя (компания «ЦеСИС») выпускается по специально разработанной технологии. Для изготовления сетчатого полотна используют горячеоцинкованный пруток гладкого профиля, выдерживающий усилия на разрыв 50-80 кгс/мм, что позволяет эксплуатировать заграждение в широком диапазоне температур, при значительных ветровых и снеговых нагрузках. Покрытие элементов конструкции горячим цинком и полимерами делает изделие стойким к резким переменам температуры, к повышенной влажности, солнечной радиации и соляному туману. По своим физико-техническим характеристикам оригинальное заграждение «Махаон» рассчитано на 8-10 лет эксплуатации без дополнительного обслуживания.

Рис. 3.3. – 3.4. Процесс изготовления сварных сетчатых панелей заграждения «Махаон» на производственных площадках компании «ЦеСИС»

Рис. 3.5. – 3.8. Покрытие элементов заграждения «Махаон» лакокрасочными и полимерными покрытиями на производственных площадках компании «ЦеСИС»

Рис. 3.9. – 3.15. Применение заграждений «Махаон» на различных объектах


Заграждения «Махаон®» на сайте предприятия-производителя www.cesis.ru

* Сетчатое заграждение «Махаон» производства компании «ЦеСИС» (Назад ↑↑↑)


Четвёртый сюжет. Бетон без арматуры

Тендер на поставку противотаранного заграждения выиграла компания, скопировавшая внешний вид противотаранного комбинированного заграждения «Заслон». В конкурсных документах значилось «заграждение «Заслон» типа ЦеСИС».

Конструкции заграждения были поставлены и смонтированы на объекте. Правда, вместо сетчатых панелей на бетонные основания установили панели сплошного заполнения. Следует признать, что смонтировали их с большим трудом, задействовав смекалку монтажников, так как на основаниях заграждений не было предусмотрено каких-либо закладных для установки подобных конструкций. Когда их всё-таки собрали, на объекте поднялся сильный ветер. За счёт большой парусности верхней панели заграждения вся конструкция вместе с бетонным основанием повалилась на землю. Тут-то и стали видны все огрехи заграждения типа «…»

Если у оригинального «Заслона» производства ЦеСИС бетонное основание армировано стальной решёткой, то у рухнувшего на ветру победителя конкурса данный элемент конструкции отсутствовал напрочь.

Существует ещё ряд деталей, по которым можно определить оригинал: на железобетонных основаниях «Заслонов» производства ЦеСИС имеются специальные закладные для установки полотна сетчатого сварного заграждения. Помимо того, внутри оснований предусмотрены каналы для подключения кабельных линий и ТСО.

При этом каждая модификация реального «Заслона» перед выходом в серийное производство проходит натурные испытания методом краш-теста (рис. 4.1 – 4.3).

Рис. 4.1. Комбинированное заграждение «Заслон», установленное на полигоне для краш-теста

Рис. 4.2. Краш-тест заграждения

Рис. 4.3. Результат натурных испытаний заграждения «Заслон»

Видеозапись натурных испытаний

Нечистоплотные конкуренты ведут себя незатейливо и идут простым путём – предлагают внешне похожие конструкции – это слепо скопированные внешние копии без арматуры, без закладных для крепления стоек и прочих важных деталей. Одним словом – дёшево и…не то чтобы сердито, но ненадёжно.

Рис. 4.4. Железобетонные основания комбинированного заграждения «Заслон» на производственной площадке компании «ЦеСИС»

Рис. 4.5. – 4.6. Применение комбинированных заграждений «Заслон» на объектах с массовым пребыванием людей (стадионы)

Рис. 4.7. Применение комбинированных заграждений «Заслон» на объекте предприятия ТЭК

Пятый сюжет. Чеченская коллизия

Для того, чтобы доказать, что белое – это белое, а серое – это серое пришлось проводить две независимых экспертизы, которые признали контрафактной продукцией заграждение, установленное по периметру одного из расположенных в Чечне военных объектов. По государственному контракту ООО «NN XXX» осуществило поставку секций заграждений на расположенные в Чеченской республике объекты Министерства обороны РФ. Согласно документам это были заграждения «Махаон-Стандарт». В своё время данная продукция была приобретена у фирм-однодневок, — закуплена контрафактная продукция под маркой «Махаон». В дальнейшем данная продукция была поставлена ООО «NN XXX» по контрактам на несколько военных объектов в Чечне. В результате проведения осмотра мест монтажа заграждений представителями компании «ЦеСИС» совместно со сторонними экспертами было установлено, что продукция, поставленная в рамках государственного контракта, является контрафактной. Установленные на объекте изделия (рис. 5.1. и 5.2.) по своим характеристикам не соответствуют заграждениям, выпускаемым в Центре специальных инженерных сооружений (рис. 5.3.).

Рис. 5.1. и 5.2. Явный контрафакт

Рис. 5.3. Оригинальное заграждение «Махаон»

В случае признания судом факта поставки контрафакта – возможно данное заграждение придётся демонтировать и уничтожить согласно нормам Гражданского кодекса РФ.

Шестой сюжет. Затёртые подписи

По договору подряда* между компанией «ЦеСИС» (подрядчик) и ПАО «Nnn-Xххх» (заказчик) были выполнены проектные работы по оснащению КПП автомобильного и железнодорожного транспорта досмотровой площадкой, шлагбаумами, СКУД и противотаранными устройствами.

Через некоторое время стало известно, что на данный объект некая фирма «Zzzzzzz+» в рамках выполнения работ поставила заказчику оборудование. При этом в универсальном передаточном документе были подделаны подписи директора, главного бухгалтера, а также печать компании «ЦеСИС».

Согласно статье 10 bis Конвенции об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (в редакции от 2 октября 1979 г.) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Этот факт лишний раз подтверждает высокий спрос на продукцию компании «ЦеСИС», которая отличается удачным конструктивом, высоким качеством и надёжностью. Однако контрафакт и фальсификат подрывают престиж предприятия-разработчика, предприятия-производителя, наносят ему экономический и репутационный ущерб, и, самое главное, от низкокачественных подделок страдает сам потребитель.

 


* Договор подряда № 7F00-FA050/05-005/0037 2018 от 28.12.2018 (Назад ↑↑↑)


 

***

P.S. В связи с тем, что рынок систем безопасности захлестнула волна контрафакта, компания «ЦеСИС» призывает заказчиков и проектировщиков тщательно выбирать поставщиков инженерно-технических средств физической защиты и охраны объектов, рассматривать предложения не только в ракурсе цен, но и качества, обращать внимание на уровень технологий претендентов поскольку от этого зависит безопасность всего объекта и находящихся на нём людей.