Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Противотаранные устройства, шлагбаумы и организация транспортных (досмотровых) шлюзов

А.Б. Ходяков, заместитель технического директора ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» В.А. Мотькин, начальник отдела подготовки производства ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» Закрытое акционерное общество «Центр специальных инженерных сооружений научно-исследовательского и конструкторского института радиоэлектронной техники» (ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»), г.Пенза

­        В настоящее время террористические организации активизировали свою деятельность по отношению к объектам атомной и химической промышленности, нефтегазовой отрасли, туристического бизнеса, путям международного судоходства, системам жизнеобеспечения мегаполисов, деловым финансовым центрам, маршрутам перевозок сырья и т. д. Способы и методы преступного воздействия выбираются после сбора и детального анализа информации о состоянии и уровне технической и физической системы охраны объектов и чем выше уровень технической и физической охраны объектов, тем сложнее для террористов процесс проникновения или воздействия на них, поэтому основная задача любой системы безопасности — предупреждение противоправных действий, включая террористические акты. Реальную опасность при совершении террористических актов представляют мобильные группы террористов либо одиночки на тяжелом автотранспорте, груженных взрывчатым веществом, при этом в качестве направления тарана рассматриваются въездные ворота на объект или участки периметра с местностью, пригодной для проезда транспорта. Целью тарана является вторжение на максимально возможную глубину охраняемой территории и последующая инициализация заряда взрывчатого вещества как можно ближе к объекту террористической атаки. Достаточно привести трагические примеры из недавнего прошлого. Так, 2 июля 2000 года в г. Аргун а/м «Урал», груженный взрывчаткой, пробил ворота общежития сотрудников милиции из Челябинска. При взрыве здание было полностью разрушено. В результате этих терактов погибли 33 человека, ранены 84, трое пропали без вести. 7 декабря 2002 года в Грозном было взорвано здание Правительства республики. На территорию комплекса прорвались а/м «КамАЗ» и «УАЗ», груженые взрывчаткой. В машинах находились, по-видимому, трое преступников — мужчина и двое его несовершеннолетних детей, 72 человека погибли, 210 были ранены. В настоящее время, к сожалению, нет оснований думать, что масштабы террористической деятельности будут снижаться. Для успешного противодействия террористическим актам необходимо совершенствование технических средств и усиление оснащенности ими особо важных объектов. Если линейные участки периметра можно закрыть штатными средствами (ров, траншея, железобетонные блоки и проч.), то обеспечить защиту въездов на объект сложнее, поскольку необходимо обеспечить пропуск «своего» транспорта. Для решения этой задачи традиционно используются противотаранные устройства (ПТУ), их применение – неотъемлемая составляющая мероприятий по защите объектов повышенной важности. Требования предъявляемые к ПТУ при их выборе. В настоящее время существует всего несколько конструктивных решений противотаранных устройств: — шлагбаумы, — подъемные препятствия, — натяжные трособлочные системы (ловушки), — выдвижные столбы (цилиндры). Классифицируют их по останавливающей способности. Препятствия на периметре могу тараниться при скорости до 80 км/ч и более, поэтому преступники чаще всего используют для этих целей тяжелый автотранспорт такой как «КАМАЗ», «ЗИЛ», «УРАЛ». В связи с этим, при выборе противотаранного устройства необходимо учитывать ряд условий: — принцип сдерживания транспорта (воздействия на транспорт). — сдерживаемая масса при заданной скорости (таранящий импульс). — ширина блокируемого проезда. — возможность пропуска тяжелых грузов без демонтажа ПТУ — возможность пропуска крупногабаритных грузов в высоту. — высота установки препятствия — тип привода (ручной или автоматический, механический, гидравлический или пневматический). — время опускания (подъема) блокирующего механизма. — надежность работы в различных климатических условиях. — возможность применения по прямому назначению во внештатных ситуациях (например при отключении элетропитания). — трудозатраты на монтаж и техническое обслуживание. — возможность проведения восстановительных работ по реконструкции ПТУ. ПТУ производства ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» производит сертифицированные средства запирающие специальные (противотаранные устройства, далее ПТУ), выполненные в виде шлагбаума. Они представляют собой барьер (шлагбаум) для ограничения движения автотранспорта и управления проездами на объектах, требующих повышенных мер безопасности и обеспечивают: — санкционированный пропуск на охраняемую территорию транспортных средств. — устойчивость к воздействию таранного удара автомобилем с массой до 20 т, двигающегося со скоростью до 40 км/ч, при опущенном барьере ПТУ. Сертификат соответствия РОСС RU.ОС02.С00662 № 0136120 от 01.05.2005 г., выдан ОС ТСО НТСЦ «Атоминформзащита».   ­                                                              Фото 1 — ПТ-6 Варианты применения ПТУ: •въезды и выезды на промышленных и гражданских объектах; •контролируемые автомагистрали и блок-посты; •морские и речные порты; •аэродромы, аэропорты; •нефтехранилища и крупные базы; •плотины, мосты и туннели; •ядерные и энергетические объекты; •больницы, военные госпитали; •военные объекты. По мнению ряда экспертов, в российских условиях эксплуатации наиболее предпочтительными являются ПТУ шлагбаумного типа, так как при обильных осадках (дождь, снегопад) ПТУ выдвижного и тросового типов требуют регулярного (не реже 5-8 раз в сутки) обслуживания механической части устройства. ПТУ может применяться как отдельно, так в комбинации с автоматическими раздвижными или распашными воротами, образуя, таким образом, коридор (шлюз) для досмотра автотранспорта. ­                                              Рис. 1 Схема досмотрового коридора (шлюза) ­                                               Рис. 2 Общий вид досмотровой зоны Конструкция устройства обеспечивает: — работу в заданном временном режиме с учетом пропускной способности транспорта; — цикл «открытия – закрытия» на КПП с интенсивным движением в диапазоне от 5 до 40 сек. при условии соответствия этого интервала времени принятия решения о санкции на проезд. Система управления смонтирована в пульте управления, расположенном в здании КПП. К посту управления подсоединен кнопочный пульт управления, который находится под навесом на улице в непосредственной близости от ПТУ. Противотаранное устройство подключается к сети электроснабжения и к центральному пульту управления (ЦПУ) охраняемого объекта. Работа устройства с любого пульта управления осуществляться только после нажатия кнопки «Разрешаю управление» на ЦПУ охраняемого объекта. ПТ-6 (ПТ-4) было разработано для размещения на особо важных объектах и может входить в комплекс инженерной защиты периметра. Расчет устройства сделан для массы тяжелого автомобиля марки «КамАЗ», «МАЗ», «Урал» в 20 тонн при движении со скоростью 40 км/час. В соответствии с расчётами, энергия таранного удара автомашины полностью гасится опорными конструкциями устройства. Противотаранное устройство рассчитано на удар по барьеру в горизонтальной плоскости или на удар, направленный под углом 45 градусов (снизу-вверх). После удара возможно проведение восстановительных работ по реконструкции ПТУ. Конструкция устройства позволяет проводить замену барьера после удара об него автомашины. Рама и опора устройства выдерживают нагрузку удара и не требуют ремонта после тарана. В силу того, что на сегодняшний день не разработано общепризнанной методики натурных испытаний противотаранных устройств, данные подтверждаются на основе математических моделей и вычислительных экспериментов. Устройство ПТУ ПТУ представляет собой механизм с двумя опорами. Опоры устанавливаются на противоположные стороны проезда, подлежащего блокированию. В закрытом состоянии устройства на опорах расположен барьер (шлагбаум). Шлагбаум уравновешен противовесом. ПТУ оснащено двумя электромеханическими приводами – приводом барьера и приводом фиксатора. Фиксатор блокирует барьер в закрытом состоянии. ­                         Рисунок 2.1 – Внешний вид ПТУ (с кожухами) ­                   Рисунок 3 – Внешний вид ПТУ со снятыми кожухами ­                 Рисунок 4 – Внешний вид серийно изготавливаемого ПТУ Фундамент ПТУ окончательно собирается на месте эксплуатации на заранее подготовленном фундаменте, при этом характеристики по стойкости к таранному удару ПТУ обеспечивает только при условии установки его на фундамент. Фундамент разрабатывается проектным путем, специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию на проектирование. Проектирование фундамента должно вестись с учётом типов грунта в месте эксплуатации ПТУ. Ориентировочный расход бетона, для грунтов 4 группы, — ≈30 куб. м. Работа ПТУ Управление ПТУ осуществляется дистанционно в полуавтоматическом режиме от пульта и поста управления, или только с пульта. Пульт управления располагается в здании контрольно-пропускного пункта (КПП). К пульту управления подсоединяется пост управления, который находится в непосредственной близости от устройства. Пуск приводов ПТУ осуществляется от выключателей на посту или пульте управления, а остановка – от конечных выключателей в приводе барьера и в приводе фиксатора, при достижении барьером или фиксатором, соответственно, крайнего положения. Остановка также может осуществляться при нажатии кнопки «СТОП» на посту управления. Пост управления обеспечивает световую индикацию наличия электропитания и положений барьера. ПТУ подключается к промышленной сети электроснабжения 380В/220В/50 Гц. При пропадании электропитания ПТУ обеспечивает ручное управление барьером. Все коммуникации управления противотаранным устройством на объекте проходят в металлических трубах или рукавах. В связи со сборкой ПТУ на месте эксплуатации требуется разработка проектно-сметной документации для монтажа изделия. При этом, в соответствии с особенностями конкретного объекта (контрольно-пропускного пункта), где будет установлено ПТУ, определяется номенклатура материалов (кабелей, кабель-каналов и пр.). ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» производит ПТУ с учётом специфики объектов и пожеланий Заказчика. Опыт эксплуатации ПТУ шлагбаумного типа Опыт эксплуатации ПТУ нашего производства, установленных на объектах, в том числе в Международном аэропорту «Шереметьево», объектах ОАО «Лукойл», базе ВМФ на полуострове Камчатка, Кольской АЭС, Калининской АЭС, Белоярской АЭС, Нововоронежской АЭС и объектах других отраслей, показал достаточно высокий уровень технической и конструкторской проработки противотаранных устройств. ­                                                          Фото 2. ПТ-4 ПТУ работают в разных климатических условиях устойчиво при соблюдении правил эксплуатации, приведенных в ЭД, своевременном техническом обслуживании и плановых регламентных работах. Отзывы о работе ПТУ с мест эксплуатации прилагаются (см. приложения №2-4). Претензии к работе ПТУ у потребителей возникали в случаях: -использования ПТУ в режиме шлагбаума на КПП с интенсивным движением транспортных потоков; -не систематическом или неквалифицированном техническом обслуживании, выполняемом службой эксплуатации объекта; -исполнения (изготовления) фундамента ПТУ по собственным проектам, отличающимся от рекомендованного типового проектного решения. С учетом полученной от потребителей информации о качестве работы ПТУ и предложений по их модернизации данные изделия постоянно совершенствуются на предмет повышения тактико-технических характеристик и потребительских свойств. Заключение Специалисты «ЦеСИС НИКИРЭТ» особое внимание уделяют пожеланиям Заказчиков, связанных с особенностью установки и работоспособности ПТУ, осуществляя монтаж и пуско-наладку, имеют постоянный контакт со всеми объектами, на которых установлено ПТУ. В настоящее время ведутся работы по созданию новых типов противотаранных устройств и противотаранных комплексов. Мы готовы сотрудничать с любыми заинтересованными компаниями, создавать не только противотаранные, но и заградительные комплексы и сооружения, в том числе и на основе новых технологий защиты, таких как динамические заградительные барьеры. Приложения: 1. Отзыв на работу ПТУ ЗАО «Алгонт». 2. Отзыв на работу ПТУ ООО «Безопасность». 3. Отзыв на работу ПТУ в/ч 3677.   ­                                                             Приложение 1. ­                                                            Приложение 2. ­ ­                                                            Приложение 3.