Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Проблемы физической защиты объектов в современных российских условиях

г. Заречный октябрь 2008 г.

Российский рынок средств безопасности расширяется, в том числе и из-за очередного витка передела собственности, объединения и раздела крупных субъектов хозяйствования, разгосударствления экономики. Основными движителями отрасли безопасности в нашей стране выступают транспортный, нефтегазовый и энергетический сектора. Кроме того, в силу возросших бюджетных ресурсов рост потребительских возможностей отмечается и в сфере общественной безопасности регионов и силовых структур. Уровень капиталовложений в обеспечение безопасности значительно возрос. Объем российского рынка по некоторым оценкам превышает и китайский, и индийский. Темпы роста достигают 25 % в год. Только потенциально опасных объектов в РФ насчитывается свыше 12 тысяч, а охранных структур, которые оказывают сегодня значительное влияние на решение о закупках ТСО около 26 тысяч. Сегодня основными заказчиками разработки концепций безопасности и крупными потребителями комплексов физической защиты, наряду с государственными образованиями становятся частные структуры, и первоочередной задачей государства является не только обеспечение достаточности нормативно-правовой базы для эффективной реализации комплекса мер по охране предприятий независимо от их форм собственности, но и создание условий для их стабильной работы. И если смотреть на вопросы физической защиты через призму государственных предприятий, то все выглядит неплохо: разрабатываются нормативные документы, выделяются бюджетные средства, существует полное понимание проблем со стороны силовых ведомств. Однако государство – это далеко не вся экономика, точнее, лишь ее четверть. В оставшихся же трех четвертях ситуация менее благостная – темпы прироста производства падают, инвестиции нулевые, рентабельность сокращается, решение вопросов обеспечения безопасности откладывается до лучших времен. У Российских разработчиков и производителей ТСО те же самые проблемы и, что бы определить место которые они занимают, достаточно напомнить, что «Заявочный комитет Сочи-2014» подтвердил сотрудничество с департаментом «Автоматизация и безопасность зданий» компании «Сименс» в целях достижения наивысшего уровня безопасности при проведении в России зимних Олимпийских и Параолимпийских игр в 2014 году. А уж по поводу экспансии дешевого китайского оборудования на рынке безопасности приходится только констатировать, что китайское влияние наблюдается во всех сферах. Неуклонно повышающийся имидж продуктов азиатского производства, в сфере изготовления технических средств охраны, не имеет серьезного отношения к цене, качеству и срокам поставки, а формируется благодаря искусственно создаваемым проблемам у российского производителя: — отсутствия стимулирующего налогообложения, направленного на развитие производства; — сложности получения долгосрочных кредитов, направленных на развитие; — недостатка преференций для инновационных проектов и технического перевооружения. А вот проблемы экспорта продукции российского производства, к сожалению, как таковой пока нет. Потому что объем этого экспорта крайне мал. Попытки отдельных российских компаний что-то продавать за рубежом общую картину меняют весьма незначительно. А между тем, именно рынок объявляет приоритеты в развитии. Особенности построения комплексных систем безопасности на важных или распределенных объектах во всем мире одинаковы и обусловлены практически одинаковыми условиями. Разрушение этих объектов может нанести ущерб не только корпоративным интересам, но и повлиять на стабильность выполнения общественно-важных функций в социально-экономической системе страны. Пример тому недавние почти одновременно прозвучавшие взрывы около отеля «Мариотт» в Исламабаде и у штаба миротворцев в Цхинвале. Уровень знаний, опыта Российских производителей сегодня достаточен для того, чтобы либо предотвратить подобные случаи на стадии замысла, либо значительно уменьшить ущерб при совершении противоправного действия. Это и мобильные сигнализационные комплексы, периметровые системы охраны, инженерные заграждения, автоматизированные КПП, бронесооружения, по которым в критерии «эффективность-стоимость» зарубежных аналогов практически нет. По некоторым оценкам российские компании вкладывают в обеспечение собственной безопасности больше, чем в какой-либо другой стране мира, но внутренние проблемы отечественных производителей аппаратуры порождают азиатскую экспансию в поставках ключевых составляющих систем безопасности: инженерных сооружений, систем обнаружения, наблюдения и обработки информации. Сегодня российский потребитель приобретает или иными словами «помогает продавать» инновационные продукты иностранных компаний (китайско-японо-корейских производителей) и игнорировать вопрос все большей зависимости Российских объектов от иностранных производителей, по крайней мере, не дальновидно. В результате государство все дальше отходит от решения системных вопросов, а российские фирмы-производители теряют лидирующее положение. Недостаток в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вызывает цепную реакцию в снижении качества и количества новых разработок. Это касается, как вопросов производства и внедрения технической составляющей комплексов безопасности, так и вопросов тактики действий сил охраны. Такое положение требует от всех Российских структур немедленной выработки стратегии выхода из кризиса, рационального использования имеющихся финансовых средств, выбора и обоснования направлений развития ТСО. Необходимы долговременные партнерские связи между государственными органами, отвечающими за национальную безопасность, предприятиями-заказчиками работ, научно-исследовательскими организациями и заводами-изготовителями, в вопросах оптимизации технических и эксплуатационных характеристик внедряемых комплексов. Анализ показывает, что существующие в настоящее время ведомственные подходы к категорированию и к организации охраны объектов не в полной мере отвечают современным требованиям государственной политики в области обеспечения защищенности от угроз террористического характера. Методики определения и перечни угроз объектам существенно отличаются друг от друга. Хотя начало процессу отказа от ведомственного нормотворчества было положено в 2003 году Законом «О техническом регулировании», № 184-ФЗ. В соответствии с заложенной в нем идеологией, создается система технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к продукции. Должны быть разработаны регламенты на системы антитеррористической и противокриминальной защиты. Их отсутствие в настоящее время не позволяет перейти в проектировании систем ФЗ от «здравого смысла» к проектированию на основе качественных, научно обоснованных нормативных документов. Число фирм, предлагающих к поставке интегрированные комплексы безопасности, постоянно растет, но далеко не все продавцы в состоянии обосновать необходимость использования именно «своей» аппаратуры. Становится обычной практикой внедрения в комплексы безопасности аппаратуры «той, что есть» или «той, которая дешевле», и головная боль продавца-инсталлятора по сбыту товара становится головной болью покупателя по его эксплуатации. Компании вынуждены использовать множество нередко несовместимых систем безопасности. Изначально это проблема не технического или технологического характера, которые так или иначе, решаются, а проблема социально-политическая. Достаточно часто встречаются случаи, когда стратегические цели и задачи теряются на уровне исполнителя. Все может начинаться идеально. Генеральный директор принимает решение, независимой фирмой выполняется аудит существующей системы ФЗ, даются рекомендации по внедрению новых систем и организационных мер, разрабатываются краткосрочные и долгосрочные мероприятия. Далее рекомендации передаются на исполнение. Исполнитель может быть плохо проинформирован, недостаточно компетентен или просто не заинтересован в выполнении работ. Вся цепочка: проектирование – поставка – монтаж и эксплуатация — рвется. Примеров поставки некачественной или контрафактной продукции множество. Например, наше предприятие вынуждено ежегодно публиковать сборник «Осторожно контрафакт». Привлечение неквалифицированных монтажных организаций также не улучшает качество системы в целом. Но самое печальное в сегодняшних Российских условиях, что все эти проблемы в первую очередь ложатся на производителя. Он вынужден оправдываться в «несовершенных преступлениях»: в поставках под его именем контрафактной продукции, в ценовой политике недобросовестного конкурента, низкого ресурса его изделий в результате неквалифицированного монтажа. Одним из вариантов решения этих проблем является тесное взаимодействие проектировщиков, производителей, инсталляторов и соответствующих служб Заказчика на всех этапах внедрения систем физической защиты. В определенной степени нашим предприятием решаются задачи по концентрации усилий предприятий-заказчиков, наших партнеров проектных и монтажных организаций, предприятий- производителей аппаратуры ТСО в правильной расстановке приоритетов при разработке новых изделий в условиях отсутствия инвестиций. Результатом этих работ явились:
  • разработка и серийное производств семейства противотаранных шлагбаумов («ЦеСИС НИКИРЭТ» — ВНИПИЭТ, Санкт-Петербург, — аэропорт «Шереметьево», Москва);
  • разработка противотаранных тросовых заграждений («ЦеСИС НИКИРЭТ» — АЭП, Москва);
  • разработка набора типовых проектных решений инженерных средств защиты («ЦеСИС НИКИРЭТ» — «РосЭнергоАтом», Москва);
  • разработка и внедрение в производство типового комплекса инженерно-технических средств физической защиты периметров аэропортов («ЦеСИС НИКИРЭТ» — «Аэропроект», Москва);
  • разработка комплекса «МАХАОН – ГОДОГРАФ» («ЦеСИС НИКИРЭТ» — «Старт» Пенза);
  • разработка и серийное производство периметрового комплекса «МАХАОН-стандарт МС» («ЦеСИС НИКИРЭТ» — Курская АЭС).
Это не только продукты, которые сегодня успешно реализуются на Российском рынке, но и технологии, востребованные мировым сообществом. Подобных изделий на западных и азиатских рынках представлено достаточно мало. Объединение усилий всех Российских участников рынка систем безопасности под эгидой отечественных научных школ должно обеспечить сегодня формирование нового поколения средств физической защиты, максимально наполнить рынок интересными готовыми решениями под Российской маркой. Хочется отметить тот положительный факт, что интерес к нашей конференции, формат обмена знаниями свидетельствуют о том, что в Российской индустрии безопасности сегодня существует сложившаяся научная среда. Следующий шаг – за формированием нормативно-правовой базы, поддерживающей Российского производителя в сфере ТСО и наполнения рынка интересными готовыми решениями под Российской маркой, направленными на безопасность в глобальном масштабе.