Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Приводы для ворот

ДЕНИС ГОРОДНИЧЕВ,                                   НИКОЛАЙ ШАЛАШИЛИН, ведущий специалист бюро рекламы        начальник конструкторской службы ЗАО «ЦЕСИС НИКИРЭТ»                                ЗАО «ЦЕСИС НИКИРЭТ» На всех дистанционно управляемых воротах применяют автоматические приводы. Подъемно-секционные, подъемноповоротные и рулонные ворота используются в проемах зданий, а распашные и откатные устанавливаются на прилегающей территории объекта. Как показывает практика, автоматика для последних двух типов более востребована. Приводы для распашных ворот По принципу работы их можно разделить на гидравлические и электро-механические; по способу передаваемого усилия – на линейные и рычажные, а по месту установки – на подземные и наземные. В гидравлических устройствах рабочая жидкость нагнетается в гидроцилиндры, которые перемещают ворота. Как правило, система оснащена полным комплектом специальных датчиков, обеспечивающих высокий уровень безопасности. Этот тип приводов не уступает в надежности электромеханическим приводам, но слабо распространен из-за сложившегося у потребителей представления о гидравлике, как о системе с ненадежными уплотнителями и дающей сбои при низких температурах. В электромеханических линейных приводах двигатель через редуктор вращает винт, который перемещает гайку вдоль направляющей. В результате энергия вращения двигателя преобразуется в линейное движение гайки, которая открывает ворота. В крайних положениях гайка нажимает конечные выключатели, которые останавливают привод, когда ворота открыты или закрыты. Для увеличения долговечности и плавности хода этот вид приводов нуждается в снижения оборотов двигателя в конце циклов, перед тем как сработает конечный выключатель. Эту функцию у линейных приводов выполняет блок управления. В рычажных приводах энергия двигателя передается через редуктор на вертикальный вал, на который крепится кривошип, и через шатун перемещает ворота. У рычажного привода, в отличие от линейного, отсутствует винт и гайка, которым требуется постоянная смазка. Приводы данного типа также имеют конечные выключатели и датчики контроля оборотов двигателя, а некоторые оснащены фрикционом. Кроме того существует подземный вариант рычажного привода. Он монтируется под воротами возле опор и одинаково хорошо открывает ворота как вовнутрь, так и наружу. При этом его практически не видно. У этого привода имеется дополнительный рычаг (коромысло), ось которого выступает на поверхность и приводит в движение ворота. Эта разновидность приводов в России встречается крайне редко. По всей видимости, монтажные организации не хотят брать на себя ответственность и гарантировать корректную работу приводов ниже поверхности грунта, куда может проникнуть вода, а зимой образоваться наледь. Сегодня на первый план выходят рычажные приводы с планетарными редукторами. Они при сравнительно небольших габаритах передают большой момент силы и отличаются высокой надежностью, даже при низких температурах (до – 55 Cº). При этом работают практически бесшумно (см. рисунок). Критерии выбора привода для распашных ворот Основными факторами, влияющими на выбор автоматики для распашных ворот, являются вес, площадь и легкость хода створки, а также тип привода (линейный или рычажный), климатические условия, интенсивность открывания. Выбор мощности привода с учетом ветровой нагрузки (50 кг/м2). Допустим, изготовленные из профнастила типовые распашные ворота с площадью и весом каждой створки 4 м2 и 100 кг соответственно. В этом случае ветровая нагрузка на каждую створку будет равна 50 кг/м2 х 4 м2 = 200 кг. Прибавляем фактический вес створки и получаем итоговую цифру – 300 кг. В этом случае привод должен быть рассчитан с запасом на вес створки 400-800 кг. Легкость хода створки. Необходимо, чтобы смонтированные ворота были отрегулированы и легко открывались. Если что-то не так, нужно искать причину в перекосе столба, искривлении петли или в недостатке смазки. То же самое касается и погодных условий – мороз, иней, снег создают дополнительное сопротивление движению створки ворот, поэтому желательно устанавливать привод с определенным запасом мощности. Одним из важнейших параметров при выборе автоматики является интенсивность открывания ворот. Она рассчитывается как отношение времени работы к определенному временному периоду и выражается в процентах. Рассчитаем количество рабочих циклов за 1 час при характеристике интенсивности 30 %. Допустим, что время полного цикла (открывания-закрывания) составляет 40 секунд. Умножив 60 минут на 30 %, получаем 18 минут работы в час. Так как створка открывается и закрывается за 40 секунд, получаем 27 циклов. То есть, транспортный проезд с данным оборудованием рассчитан на пропуск не более 27 машин в час. Для бытовых распашных ворот этого вполне достаточно. На объектах, где транспортный поток мощнее, следует использовать приводы, рассчитанные на более высокую интенсивность работы. Автоматика для откатных ворот Механическая часть приводов для откатных ворот в отличии от распашных устроена несколько проще. Редуктору для перемещения откатных ворот не нужно сильно снижать обороты двигателя. Даже существуют модели с двумя двигателями. На выходном валу привода устанавливается зубчатое колесо и шестерня. Привод перемещает ворота при помощи закрепленной на балке ворот зубчатой рейки или роликовой цепи. Конечные выключатели у этого типа приводов могут находиться не только внутри, но и снаружи привода. Внутреннее расположение конечных выключателей предпочтительней – в этом случае они менее подвержены воздействию окружающей среды. При этом электронные бесконтактные устройства за счет отсутствия в них движущихся частей надежнее механических. Основными факторами, на которые следует обращать внимание при выборе автоматики для откатных ворот, являются вес створки, размер противовеса, климатические условия и интенсивность открывания.

Автоматические приводы, по сути, являются замком для ворот, поскольку многие из них содержат встроенную систему блокировки

Практически каждый привод имеет такую характеристику, как максимально допустимый вес створки ворот. Размер противовеса должен составлять от 30 до 50 % ширины проезжей части. Меньшая величина противовеса приводит к увеличению нагрузки на ролики для откатных ворот, сил трения, и, соответственно, повышению усилия при открывании и закрывании. Низкая температура, осадки в виде дождя, снега, инея создают повышенное сопротивление движению ворот. Целесообразно подбирать привод с запасом по весу в 1,5 – 2 раза. Интенсивность использования привода рассчитывается аналогично предыдущему варианту. Например, интенсивность составляет 30 %. Если размер створки откатных ворот около 5 м, то на открывание створки ворот уйдет около 30 секунд. То есть время полного цикла открывания — закрывания составит 1 минуту. Умножив 60 минут на 30 % получаем 18 минут работы в час. Так как створка ворот открывается и закрывается за 1 минуту, мы получаем 18 циклов открывания – закрывания в час. Блоки управления Для того чтобы привод как распашных, так и откатных ворот правильно реагировал на окружающие его условия и команды пользователя, ему необходим блок управления. Блоки управления бывают как встроенные в привод, так и в отдельном корпусе. К одному и тому же приводу может существовать несколько вариантов блоков управления, в зависимости от функций. Самая популярная и удобная система управления воротами — радиобрелок. Дальность действия брелока — до 150 м. Еще на подъездах к коттеджу, офису или стоянке можно, нажав кнопку, открыть ворота и без промедления въехать на территорию. Кроме брелока с этой целью может использоваться специальная кнопка, доступ к которой имеется у охранника, наблюдающего за подъездом к объекту, а также ключ-выключатель, поворот которого вызывает начало движения ворот или смену направления движения. Кодовая клавиатура, установленная при въезде рядом с воротами, удобна для управления доступом – сотрудники объекта, знающие код, беспрепятственно проходят на охраняемую территорию, а посторонний человек не сможет открыть ворота. Некоторые компании предлагают даже беспроводные клавиатуры, работающие по радиоканалу. На промышленных предприятиях или в крупных компаниях возможно применение Proximity-считывателей, которые позволяют открыть ворота только персоналу, имеющему специальную карточку системы контроля управлением доступа (СКУД) на объект. Существуют специализированные транспортные RFID-считыватели, подключаемые к СКУД по стандартным интерфейсам и действующие на значительных расстояниях (10 м и более). Они позволяют совместить удобство радиобрелока и безопасность считывателей для СКУД. RFID-считыватели работают, как правило, в частотном диапазоне 2,4-2,5 ГГц. Кроме того существуют устройства, подключаемые к контроллерам СКУД и функционирующие по радиоканалу на частоте 433 МГц с дальностью срабатывания до 35 м. Элементы безопасности Во избежание ситуаций, ведущих к травмам людей и порче имущества, настоятельно рекомендуется использовать элементы безопасности. Первая составляющая системы безопасности — это фотоэлементы с инфракрасным (ИК) лучом, которые не дают воротам закрыться, если в их створе находится какой-либо предмет, человек, животное или автомобиль. Второй, широко применяемый элемент безопасности — сигнальная лампа, которая сигнализирует о начале движения ворот и горит в течение всего цикла их работы. Существует также, редко встречающийся в России, датчик, называемый — «петля безопасности». Это кабель, укладываемый под дорогой с каждой стороны ворот. Реагируя на большую массу металла, он отслеживает наличие автомобиля у ворот. Сами автоматические приводы, по сути, являются замком для ворот, поскольку многие из них содержат встроенную систему блокировки. При отсутствии электропитания имеется простое и удобное устройство разблокировки. Для клиентов, которые хотят получить дополнительную безопасность или гарантию того, что работа ворот не будет зависеть от наличия электрического напряжения в сети, на рынке имеется серия приводов (24 В) с возможностью установки аварийных аккумуляторов. Чаще всего их заказывают для дач или коттеджей, где случаются частые перебои с электричеством, а также для объектов здравоохранения, детских и иных государственных учреждений, на которых по мерам безопасности предусмотрено иметь систему питания 24 В.