Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Радиопрозрачные ограждения в условиях работы аэропорта

Ю. И. Осколков, директор аэропорта города Пензы О. Л. Шаповал, председатель совета директоров ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» Предлагаемое радиопрозрачное ограждение предназначено для использования в составе комплексов технических средств охраны аэропортов. Международные стандарты и требования к проектированию и работе аэродромов становятся все жестче. На первый план выходит повышение уровня систем безопасности и удобства управления воздушным движением (УВД). В связи с этим ежегодно на авиапредприятиях внедряют новые виды оборудования и материалов. Они призваны минимизировать не только аварийные ситуации, но и свести на нет саму возможность их возникновения. Интегрированные в инфраструктуру аэропорта, они работают в режиме интенсивной эксплуатации в жестких климатических условиях. Конфликт систем… Порой внедрение одной технической системы вынуждает заниматься модернизацией другой смежной системы. Чтобы уладить системный конфликт и приостановить процесс взаимного отторжения различных технологий, приходится идти на серьезное переоснащение парка аппаратуры и замену конструкций. Один из примеров технического конфликта – влияние окружающих аэропорт объектов на корректную работу радионавигационного оборудования. Сегодня в аэропортах преобладает курсоглиссадная система (КГС — англ. Instrument Landing System, ILS) захода на посадку воздушных судов (ВС) по приборам. И хотя в мире существует тенденция к переходу на более современную посадочную систему на основе GPS навигации, КГС (ILS) в настоящее время остается наиболее распространенной в авиации радионавигационной системой. Российские аэропорты не являются исключением. Система, надо признать, довольно капризная, – на ее работу негативно влияет радиоволновое отражение от находящихся вблизи аэродрома зданий и сооружений, а также ВС, находящихся вблизи от радиомаяков. К инициаторам радиопомех можно отнести и периметральные ограждения аэродрома. …и нормативных документов. Юридическая коллизия В то же время, согласно российским нормативным документам, которые были приняты на основании международных требований авиационной безопасности, территории аэродромов, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты УВД, радио и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру (1). При этом ограждения должны быть высотой 2,13 — 2,44 м и на них в качестве средства обеспечения безопасности может быть установлено охранное освещение. Поверх периметрального ограждения рекомендуется устанавливать металлические конструкции различного профиля (козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки или армированной колючей ленты) (2). Согласно этим требованиям и рекомендациям, для установки ограждения аэропортов в настоящее время используют железобетонные плиты и другие металлосодержащие материалы и конструкции, отражающие радиоволны, что отрицательно сказывается на работе аппаратуры КГС. Вместе с тем в соответствии с международными нормами (3) ограждение в оперативной области аэродрома должно быть минимальной массы и достаточно хрупким. При этом конструкция ограждения должна быть разбита на сегменты и в случае столкновения ВС с ограждением последнее должно разрушиться фрагментарно в точке столкновения. Явно не выход В поисках альтернативы традиционным видам ограждений некоторые авиапредприятия идут на использование такого материала, как дерево. Но у этого варианта много минусов: дерево годится не для всех климатических зон; даже пропитанное специальным составом, оно разрушается при пожаре; приперепадах температур, при ветровых и снеговых нагрузках оно деформируется и уж никак не может служить серьезным препятствием несанкционированному проникновению на территорию аэропорта нежелательных лиц. К тому же радиопрозрачными деревянные ограждения бывают только при сухой погоде. Во время дождя и некоторое время после него они все-таки отражают радиоволны, тем самым создавая радиопомехи. Мы пойдем другим путем Разработчики Центра специальных инженерных сооружений (ЦеСИС) пошли другим путем. В основном они ориентировались на не содержащие металл материалы. В результате были разработаны (первые в России) модели радиопрозрачных периметральных ограждений из стеклопластика, полностью исключающих металлосодержащие комплектующие изделия. В системе крепления был также предусмотрен специальный стеклопластиковый крепеж. Двухметровое по высоте ограждение состоит из опор, сетки или решетчатых панелей и дополнительно комплектуется воротами и калиткой. На всех разработанных ЦеСИС моделях ограждений предусмотрена возможность установки технических средств охраны периметра. Конструкция опоры позволяет увеличивать высоту ограждения на 0,9 м за счет монтажа различных видов козырьков (рис. 1), также изготовленных из стеклопластика. Ячея сетки выпускается в различных конфигурациях и размерах. Возможны цветовые вариации. Сам материал изготавливают методом непрерывной протяжки через фильеру ровинга из стеклянных нитей, предварительно пропитанного связующим на основе эпоксидных смол. Особенностью данной технологии является выпуск прямолинейных изделий с постоянным сечением по всей длине, т. е. получают армированный стекловолокнами полимер заданного профиля, из которого изготавливают необходимые для конструкции ограждения детали: стойки, сеть и т. д. По прочности предлагаемые изделия не уступают стальным, при этом они легче их в 4 раза. Отсутствие электропроводимости и магнитных свойств позволяет отнести данные ограждения к радиопрозрачным конструкциям. А высокая стойкость к атмосферным воздействиям, к эрозии и ультрафиолетовым лучам дает возможность широко применять их на открытом воздухе. А если вдруг?! Несмотря на достаточную для внешнего заграждения прочность, оно легко фрагментарно разрушается при столкновении с ним ВС, не причиняя последнему существенного вреда (в соответствии с требованиями ИКАО (3). Сами опоры и полотно (или панели) в случае выхода из строя можно быстро заменить. Где и как монтировать Конструкционная особенность ограждения позволяет устанавливать его не только по прямой линии, но и по периметру сложной конфигурации (см. рис. 1), с перепадами высоты (рис. 2), а также на отдельных участках в зоне действия радионавигационного оборудования. Фундамент ограждения изначально рассчитан для установки на суглинке – наиболее распространенном типе грунта в средней полосе России. И так как установка ограждений возможна на винтовых опорах (рис. 3) (4), мелкокаменистые, крупнообломочные, песчаные, глинистые и другие типы грунта не будут препятствием для их монтажа. При самом монтаже нет необходимости в применении тяжелой техники и сварочных работ. При дальнейшей эксплуатации данного заграждения не требуется проведения трудоемких сезонных регламентных работ.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

  Резюме Радиопрозрачное ограждение предназначено для использования в составе комплексов технических средств охраны объектов как в качестве физического препятствия, так и в качестве платформы для установки технических средств обнаружения, систем видеонаблюдения, освещения и тому подобных вспомогательных средств. Такой тип ограждения можно применять для организации охраны периметров любой протяженности. Использование данных конструкций и материалов полностью соответствуют как российским, так и международным требованиям обеспечения безопасности объектов воздушного движения. Радиопрозрачные ограждения предлагаемых моделей целесообразно устанавливать на объектах систем посадки – глиссадных и курсовых радиомаяках. Помимо технического эффекта, это приносит экономическую выгоду, так как позволяет значительно уменьшить площадь охраняемого участка. Кроме того, они могут найти применение на других радиотехнических объектах на территории аэродрома. В настоящее время предлагаемые изделия проходят сертификацию. Стандарты Климатическое исполнение ограждения соответствует ГОСТ 15150-69 при воздействии следующих климатических факторов: • относительная влажность воздуха до 98 % при температуре 35 0С; • температура окружающей среды от минус 60 до плюс 65 0С; • интенсивность дождя до 40 мм/ч; • ветер со скоростью 20 м/с, в порывах до 30 м/с; • гололед с толщиной стенки до 5 мм при ветре 10 м/с; • воздействие пыли, инея и снега. Ссылки на источники: 1. Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (в ред. постановлений Правительства РФ от 22.04.1997 N 462, от 06.03.1998 N 291, от 14.05.2003 N 282, от 14.12.2006 N 767). 2. Приказ Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 (ред. от 31.01.2008) «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам». 3. ИКАО «Руководство по проектированию аэродрома». Приложение 14. Часть 6 – Хрупкость. Степень хрупкости. – 1-е изд., 2006. 4. «Вопросы обеспечения периметровой охраны аэропортов», Airports International, № 11 – 12 (ноябрь-декабрь), 2009.