Обзор технических средств ограничения и воспрещения проезда
Дмитрий Севрюков, независимый эксперт: Нарастающая волна глобального терроризма требует принятия эффективных мер противодействия одному из распространенных способов уничтожения важных объектов – несанкционированному силовому прорыву на объект транспортных средств, начиненных ВВ и управляемых смертниками. Особенно актуально это для объектов, способных при повреждении к саморазрушению или нанесению массовых потерь мирному населению (включая критически важные объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению, разрушению или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этой территории, на длительный период времени, ГОСТ Р 52551-2006).
Практикуется применение следующих средств ограничения и воспрещения проезда (СОВП).
Мобильные устройства по своему назначению характеризуются быстрой доставкой, сборкой, установкой на требуемую ширину проезда. Они легче, не требуют подводки электропитания и обеспечивают остановку автомобиля без сильных разрушений, возгораний, не создавая реальной угрозы жизни водителя–террориста. В этом случае обязательны дополнительные оперативные действия охраны по локализации террористов.
Стационарные противотаранные устройства могут быть шлагбаумного типа; дорожные блокираторы; выдвижные противотаранные столбы (болларды); ворота противотаранные. Все упомянутые ПТУ являются управляемыми.
Управление противотаранным устройством может осуществляться:
· со стационарного пульта, устанавливаемого в шкафу и соединенного кабелем с исполнительным устройством;
· с поста управления, монтируемого в помещении КПП;
· по радиоканалу;
· в аварийном режиме при отключении электропитания, выходе из строя системы управления (ручное).
В качестве исполнительных механизмов СКУД автомобильного и железнодорожного транспорта используются шлагбаумы и приводы ворот. Модели шлагбаумов различаются длиной стрелы и временными характеристиками (поднимание-опускание). Для организации удаленного управления воротами и калитками применяются электромеханические запирающие устройства специального назначения. От обычных электро-механических замков они отличаются особо прочным механизмом, широким температурным диапазоном работы (от -60 оС до +60 °С), возможностью многолетней работы без дополнительной смазки (ресурс срабатываний – не менее 200 000).
Для оперативного создания заграждений применяются портативные средства принудительной
остановки. Они способны задержать или снизить скорость прорыва на объект легкового транспорта.
Для непосредственной остановки атакующих транспортных средств применяются различные ручные, полуавтоматические и автоматические противотаранные барьеры и устройства (ПТУ), рассчитанные на разрушение ходовой части или поглощение энергии удара транспортного средства, противотаранные ворота.
Разновидностями стационарных устройств являются:
· противотаранные устройства (шлагбаумные, тросовые);
· блокирующие системы и устройства;
· выдвижные столбы (в вертикальной плоскости);
· выдвижные, подъемные (в вертикальной плоскости);
· выдвижные (в горизонтальной плоскости);
· поворотные (в горизонтальной плоскости). 1. Противотаранные устройства шлагбаумного типа Энергия останавливаемых транспортных средств воспринимается и гасится стрелой барьера ПТУ, опорной наземной металлической конструкцией, жестко связанной с железобетонным фундаментом, находящимся ниже дорожного покрытия. Противотаранные ворота не только останавливают движущееся колесное средство, но и являются серьезным физическим препятствием на пути пеших нарушителей. Противотаранная силовая часть, останавливающая транспорт, расположена в нижней части створки ворот и воспринимает ударную нагрузку рамы автомобиля. При решении задач по блокированию прорыва террористического транспорта необходимо оперативно выполнить два действия. Первое – определить принадлежность транспорта (санкционированный или несанкционированный). Второе – своевременно привести в действие противотаранное средство, если оно находилось в пассивном состоянии (при движении несанкционированного транспортного средства со скоростью 40 км/час оно за 5 сек проезжает расстояние около 55 м). То есть противотаранное устройство должно быть приведено в действие быстрее чем за 5 сек. Как правило, в противотаранный комплекс включаются предварительно установленные средства, принуждающие к снижению скорости приближающегося транспорта (бетонные блоки, расставленные в шахматном порядке и создающие движение змейкой, а также ряд лежачих полицейских или шипованные ленты).
ПТУ может применяться как отдельно, так и в комбинации с автоматическими раздвижными или распашными воротами, образуя, таким образом, коридор (шлюз) для досмотра автотранспорта (при условии обеспечения продолжительности цикла «открытия – закрытия» на КПП с интенсивным движением в диапазоне от 5 до 30).
Рис. 1. Противотаранное устройство
Обозначения и сокращения: НД – нет данных; tо-закр – времы открывания закрывания ПТУ; (ручн.) – для устройства с ручным приводом; ЭМЗУ – электромеханическое запирающее устройство. 2. Блокирующие системы и устройства Дорожные блокираторы представляют собой металлическую конструкцию, которая поднимается и фиксируется под определенным углом над поверхностью дорожного полотна. Основная масса представленных на рынке дорожных блокираторов имеет высоту выдвижения не более 0,6 м, поэтому удар при остановке транспортного средства приходится на колесную пару и подвеску автомобиля. При этом рама с груженой кузовной частью может несколько метров продолжать движение и повредить, например, ворота. Шлагбаумы же, имеющие высоту от 0,8 м и выше, воспринимают таранный удар рамы автомобиля, что существенно сокращает длину перемещения разрушенных частей транспортного средства. Недостатком дорожных блокираторов рабочей высотой до 0,35 м является возможность их преодоления высококолесным транспортом.
Привод дорожных блокираторов может быть электромеханическим, гидравлическим, пневматическим. Дорожные блокираторы, как и столбы безопасности, требуют эксплуатационного обслуживания в осенний, весенний и зимний период. Это очистка от грязи, снежной каши и оледенения мест контакта с дорожным полотном. В большинстве случаев необходим монтаж дренажной системы и система обогрева.
Характеристики некоторых ПТУ шлагбаумного типа и блокираторов приведены в табл. 1.
Рис. 2. ПТУ «Препона» Известно управляемое преграждающее устройство периодического действия оригинальной сборно-сварной конструкции, монтируемой в бетонном фундаменте в полотне дороги.
Элементами рамы сформированы 2 полости, в которых размещены заградительные «клыки», закрепленные на валу. В положении «проезд разрешен» заградительные «клыки» находятся в горизонтальном положении в полостях силовой рамы. В положении «проезд закрыт» заградительные клыки посредством мотор-редук-
тора принимают вертикальное положение. В случае таранного удара транспортного средства, кинетическая энергия удара передается силовому демпферу, расположенному в бетонном основании рамы. Ширина блокируемого дорожного проезда – от 4 до 5 м. Высота барьера – 800 мм, время открывания–закрывания – 15 с.
Рис. 3. (Противотаранное дорожное заградительное устройство Предназначено: в «открытом» положении для предотвращения несанкцио- нированного прорыва автомашин на охраняемую территорию; в «закрытом» положении для снижения скорости проезда автомашин в качестве «лежащего полицейского». Приводится в действие с пульта управления, а также вруч- ную. В рабочем положении ПДЗУ поворотная часть А секции поднята вверх под углом 35°, что соответствует высоте переднего моста грузовой машины. При столкновении с ПДЗУ поворотная часть А «срезает» передний мост, что приводит к резкому торможению и остановке автомобиля) В современные СОВП могут встраиваться устройства дистанционного воздействия как на автомобиль, так и на водителя (пиротехнические и светозвуковые средства, лазерные и микроволновые излучатели). ПТУ зарубежного производства, как правило, обладают недостаточным для российских объектов температурным диапазоном и защищенностью от воздействий внешних погодных факторов, не выдерживают эксплуатации в суровых климатических условиях России.
Заключение Описанные выше инженернотехнические средства при грамотной эксплуатации в составе КТСО обеспечивают, с одной стороны, оперативный пропуск через ворота режимных объектов служебных транспортных средств, а с другой стороны – гарантированное предотвращение прорыва на объекты всевозможных нарушителей.
Для использования на железнодорожных переездах разработаны ПТУ, конструкция которых позволяет заменять стрелу (после тарана) в кратчайшие сроки.

Табл. 1. Характеристики противотаранных устройств и блокираторов
Характерис тики | ПТУ 425728.001 (См. рис.1) | ПТУ-Л «Препона» (см. рис. 2) | ПТУ ж/д (см.рис.4) | ПТУ «барьер Полищука» | ПДЗУ (см.рис.3) | Барьер дорожный | ПЗП | ПТУ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель ПТУ | ЗАО «ЦЕСИС НИКИРЭТ» г. Пенза | ЗАО «ЦЕСИС НИКИРЭТ» г. Пенза | ЗАО «ЦЕСИС НИКИРЭТ» г. Пенза | ООО «Кольчу гаМ» | Проминвест- груп г.Кимры | Уралваго нмаш г.Екатерин бург | «Тензор» г. Дубна | ЗАО «ПК Атлант» |
Высота барьера ×ширина проезда,м | 0,82 × 6 (до 7,5) | 0,82 × 4,5 | 0,82 × 7,5 | 0,52 × 3 (до 8) | 0,72 × 3 (9) | 0,45 × 6(10) | 0,45 × 4(8) | 0,85 × 6(9) |
Время откры вания (за- крывания), закр, не более, с | 16(10) | 12(5) | 20(15) | 10…30 | 4…5 | 1…4 | 1,5(15) | 8…16 |
Наличие электропри- вода | есть | есть | есть | есть | есть | есть | есть | есть |
Наличие ручного при- вода, усилие | Штурвал, до 50 Н × м | Ручка, до 30 Н × м | Штурвал, до 50Н × м | есть, 5–10 кг | есть | нет | нет | есть |
Количество циклов от- крывание–закрывание (tзакр) | 200 000 | 200 000 | 200 000 | 50 000 | НД | НД | НД | 60 000 |
Управление устройством | С пульта, шкафа либо штурвалом | Со шкафа | С пульта выносного, шкафа | Со шкафа, вручную | Со шкафа | С щитка | С пульта выносного, шкафа | С пульта выносного, шкафа |
Срок службы | 10 лет | 10 лет | 10 лет | 10 лет | НД | НД | 10 лет | 15 лет |
Условия эксплуатации | –40 °С – +40 °С | –40 °С – +40 °С | –40 °С – +40 °С | –50 °С – +50 °С | –50 °С – +60 °С | –60 °С – +60 °С | –50 °С – +60 °С | –50 °С – +60 °С |
Масса базового комплекта, кг | 4000–4850 | 1450 | 4850 | 1800–2000 | 1600–4400 | НД | 3500–5000 | 3500–4500 |
Характеристики восприни маемого удара | 20 т при 40 км/час | 3,5 т при 40 км/час | 10 т при 40 км/час | НД | 20 т при 30 км/час | НД (отрывает элементы кон- струкции авто) | 20 т при 30 км/час | 25 т при 30 км/час |
Конструкторская особенность | Тросовая система в трубе, блокирование в нижнем по- ложении зам- ком | Тросовая си- стема в трубе, блокирование в нижнем положении замком,замена стрелы без грузоподъемной техники | Тросовая система, мин., время замены стрелы после тарана | — | — | — | В комплекте датчик присутствия автомобиля. Дополните льный шлагбаум, светофор, столб освещения. | ПТУ совмещается с воротами, что позволяет устанавливать его в любом месте не нарушая дорожное полотно |
Питание | 380 В, 50 Гц,не более 2,2 кВт | 220 В, 50 Гц, не более 0,5 кВт | 380 В, 50 Гц, не более 5,5 кВт | 220 В, 50 Гц,не более 0,2 кВт | 220 В, 50 Гц | 220 В, 50 Гц, не более 0,5 кВт | 220 В, 50 Гц, не более 0,5 кВт | 220 В, 50 Гц, не более 0,35 кВт |


