Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Обеспечение безопасности социально значимых объектов в условиях городской застройки

Д.Ф. Гайнуллин, директор по развитию ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» С.Ю. Долженков, ведущий специалист ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»

Закрытое акционерное общество «Центр специальных инженерных сооружений научно-исследовательского и конструкторского института радиоэлектронной техники» (ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»), г.Пенза Целью данного доклада является рассмотрение вариантов решения проблем обеспечения физической защитой социально значимых объектов (СЗО) в условиях городской застройки. События последних лет показали неготовность большинства действующих систем физической защиты городских социально значимых объектов к внешним террористическим и криминальным атакам. В основном проникновение на территорию объектов происходит через въездные ворота. Поэтому в рамках данного доклада мы не будем рассматривать линии заграждения периметра, подразумевая, что они должны быть достаточно надёжными и подъезды к ним должны быть затруднены. Остановимся только на транспортных проездах и въездных группах. Ввиду высокой плотности коммуникаций и различного типа сооружений городская инфраструктура накладывает определённые ограничения на применение многих существующих комплексов охраны периметров объектов. Обычно блокирование физического доступа автомашины на территорию СЗО осуществляется шлагбаумами, откатными и распашными воротами. Почти все (за редким исключением) объекты защищены таким образом. Являясь по существу предупредительными средствами защиты, они не могут противостоять скоростному удару тяжёлого автотранспортного средства. Подобные физические барьеры могут в той или иной мере лишь замедлить движение автотранспортного средства, но не решают задачу блокирования автомобиля вне охраняемой территории. Протаранив существующие обычные ворота, и получив при этом незначительные повреждения автомобиля, террористы вполне могут проехать вглубь территории объекта на 10 — 30 метров и осуществить задуманные планы, например, произвести подрыв автомобиля или иного взрывного устройства. На военных и специальных объектах блокировка автомашин на въезде осуществляется с помощью мощных противотаранных шлагбаумов и заградительных противоколёсных барьеров. Данные устройства работают в режимах «постоянно открыто» или «постоянно закрыто» и не предназначены для работы в более интенсивном режиме (в режиме частого открывания / закрывания въездной группы). На подступах к въезду на такие объекты обычно устанавливают металлические или бетонные столбы, препятствия, которые не позволяют автомашине разогнаться до скорости свыше 40 км/час. А сама конструкция противотаранного устройства (ПТУ) шлагбаумного типа, например, ПТУ производства ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ», предусматривает блокировку двадцатитонного грузовика, двигающегося на скорости до 40 км / час. В автоматическом режиме подобные конструкции могут работать в комплекте с простыми шлагбаумами, вынесенными за 30 метров перед противотаранным. И при нарушении лёгкого барьера происходит автоматическое срабатывание противотаранного устройства без участия человека. Однако подобные комплексы энергоёмкие, требуют трёхфазного электропитания, очень мощных фундаментов (до 30 кубических метров) и, как уже было сказано, больших объемных подъездных групп. Всё это выливается в существенную цену самих противотаранных устройств и их фундаментов. К тому же следует учитывать высокие эксплуатационные расходы. Очевидно, что в городских условиях подобные решения практически не применимы. Скученность городской застройки, высокая плотность подземных коммуникаций, ограниченность территории делают использование таких мощных ПТУ невозможным. Не говоря уже об их агрессивном внешнем виде. То есть, такие мощные конструкции ни с инженерной, ни с эстетической точки зрения зачастую невозможно вписать в существующую городскую среду. Какая существует альтернатива для городских СЗО? Мы предлагаем использовать комплексы по блокированию автотранспортных средств – легковых автомобилей и малогабаритных фургонов массой до 3,5 тонн двигающихся на скорости 40 км / час. Почему были выбраны именно эти характеристики? Анализ последних событий показывает, что атаки на СЗО чаще всего проводятся малыми группами с применениями грузовых фургонов типа «Газель» весом до 3,5 тонн. Эти автомобили высокоманёвренные, легко прячутся и не привлекают внимание в условиях городской застройки. Именно поэтому была предложена схема, блокирующая автомобиль весом – 3,5 тонны при скорости движения 40 км /час. С нашей точки зрения это достаточно оптимальные характеристики, и мы сделали соответствующее им надёжное, компактное и относительно недорогое ПТУ шлагбаумного типа «Препона». По степени устойчивости ПТУ «Препона» соответствует одному из уровней общих технических требований Министерства обороны России к противотаранным устройствам и барьерам. ПТУ «Препона» разработано для обеспечения антитеррористической защиты в местах повышенной опасности и предназначено для создания физического препятствия при 1 попытке несанкционированного въезда; оно относится к четвёртому классу безопасности по ОПБ-88/97, являясь непреодолимым препятствием для автотранспорта массой до 3,5 тонн при скорости движения до 40 км / час. Конструкция стрелы «Препоны» выполнена из сдвоенной стальной профильной трубы, с находящейся внутри неё специальной тросовой системой, состоящей из шести 13-миллиметровых стальных тросов и обеспечивающей прочность на разрыв не менее 54 тонн статистических нагрузок. Стрела блокируется электромеханическим замком. Конструкция шлагбаума и собственно стрелы выполнена таким образом, что при ударе разрушается только стрела, а корпуса шлагбаума и «быков» остаются целыми и не требуют замены. Стрела легко и быстро заменяется. Одни из ключевых преимуществ противотаранного шлагбаума «Препона» – простота монтажа и сравнительно небольшой фундамент. При сравнительно небольших габаритах шлагбаум имеет внешний вид, не диссонирующий с эстетикой современной городской архитектуры. Для работы ПТУ достаточно однофазового электропитания (220 в). Потребляемая мощность составляет 0,5 кВт. Вес шлагбаума – 870 кг. Ресурс шлагбаума – 1 000 000 рабочих циклов. Наличие мощной двойной стрелы с предупредительными знаками «Стоп» одновременно является и предупредительным заграждением. Потенциальный нарушитель сразу видит, что здесь установлена система, обеспечивающая надёжную защиту въездной группы. ПТУ «Препона» гарантировано останавливает автомобиль массой до 3,5 тонн при скорости движения до 40 км / час. До 10 тонн – 25 км / час. До 16 тонн – 15 км / час. До 25 тонн – 10 км / час. (См. диаграмму) Необходимо отметить, что быстродействие противотаранного шлагбаума «Препона» (5-8 секунд) позволяет свести к минимуму время «открытости» въездной группы. При необходимости шлагбаум комплектуется всеми теми же гаджетами, как и обычный автоматический шлагбаум (индукционная петля безопасности, инфракрасный фотоэлемент, светосигнальные лампы и т.д.). Техническое задание,- обеспечение снижения скорости автомобиля при въезде до 40 км/час,- решается достаточно легко при размещении въездной группы СЗО вдоль (параллельно) подъездной дороги, когда нет прямого участка для разгона, и на СЗО автомобиль может въехать, только выполнив поворот на 90 градусов. Учитывая, что по данной схеме большегрузные автомашины могут заехать на скорости не выше 15 км / час, то шлагбаум «Препона» может гарантировано остановить автомашину весом до 16 тонн. Следует отметить, что при использовании данного комплекса не требуется демонтаж обычных ворот. Эти ворота тоже вносят свою лепту в систему безопасности объекта, а также препятствуют в закрытом состоянии визуальному наблюдению за территорией СЗО. Но мы должны понимать, что ворота, не имеющие специальных фундаментов и специальных элементов жёсткости, легко пробиваются даже легковым автомобилем, несмотря на их грозный вид. При наличии длинного разгонного участка подъездной дороги мы рекомендуем применять комплексное заграждение, состоящее из противотаранного шлагбаума «Препона» и противотаранных боллардов. Почему был выбран именно этот вариант обеспечения физической защиты? Монтаж единичного более мощного устройства приводит к совершенно другим финансовым затратам и другим габаритам, которые портят внешний вид и потенциальным заказчикам неинтересны. К тому же лучше набирать баллы по безопасности, сочетая облегчённые противотаранные шлагбаумы с боллардами. Размещенная на первом рубеже въезда группа боллардов организуют шлюз для автотранспорта. Таким образом, в любой момент въездная группа СЗО будет заблокирована от несанкционированного проезда. Сегодня приоритетными считаются гидравлические болларды с диаметром выдвижной части 200 – 300 мм и высотой от 600 до 800 мм. Следует отметить, что 600 – миллиметровый боллард имеет преимущество в быстродействии. Интересно применение данного комплекса в общей системе управления, когда сигнал, подаваемый на боллард с пульта охраны, автоматически опускает болларды, держа противотаранный шлагбаум «Препона» в закрытом состоянии и после проезда «своей» автомашины за зону размещения боллардов автоматически осуществляет подъём шлагбаума. Учитывая, что скорость подъёма / опускания шлагбаума и болларда практически одинакова и составляет 5-8 секунд, то можно считать, что и въезд на СЗО блокирован в любой момент либо шлагбаумом, либо боллардом. При этом мы в обязательном порядке регламентируем скорость движения автомашин в данном шлюзе. В случае несанкционированного проезда, при превышении скорости автомобилем-нарушителем шлагбаум не успеет поднять стрелу, и произойдёт столкновение автомобиля с ПТУ. Какие задачи в этом случае возлагаются на болларды? Болларды в случае наезда на них автомобиля должны фактически обеспечить снижение скорости движения автомобиля-нарушителя до 40 км / час, то есть до рабочих характеристик противотаранного шлагбаума. Затем автомобиль попадает в зону работы шлагбаума. Другое возможное применение боллардов в комплексе с противотаранным шлагбаумом «Препона» — это размещение боллардов в непосредственной близости перед шлагбаумом. В этом случае режим открытия / закрытия и боллардов и шлагбаума осуществляется одновременно. Болларды и шлагбаум фактически усиливают друг друга, существенно увеличивая общую противотаранную защиту комплекса. Подобная схема применяется при отсутствии возможности организации шлюза (например, если въезд граничит с тротуаром). Наличие в проездной группе двух типов противотаранных устройств позволяет сместить акцент основного удара на первую линию (в данном случае болларды), минимизировав разрушения шлагбаума. В этом случае (в случае аварийного режима) техника может продолжать работать с пониженной степенью защищённости объекта. Однако следует понимать, что система обеспечения безопасности въезда на объект в городских условиях очень индивидуальна. И зачастую невозможно обеспечить стопроцентной безопасности, используя только традиционные элементы. Необходимо разрабатывать новый особый алгоритм въезда с учётом особенности объекта. Зачастую на крупных СЗО организован специальный проезд для легковых машин и отдельно, порой с противоположной стороны, для грузового автотранспорта. Мы не сможем решить все вопросы двумя-тремя стандартными схемами. Вообще модификация и состав элементов комплекса защиты въездной группы СЗО должны определяться на основании технического задания по конкретному объекту. Отметим, что существуют также определённые предложения по использованию на въездных группах противотаранных ворот, как распашных, так и откатных (раздвижных), но минусом всех этих предложений является низкая скорость их работы – на их полное закрытие понадобится не менее 30 секунд. Ещё раз отметим достоинства предлагаемых нами комплексов защиты СЗО: — оптимальные противотаранные свойства комплекса при минимизации финансовых затрат и возможности встраивания данного комплекса в существующую инфраструктуру объекта без больших затрат на фундаменты; — многофункциональность эксплуатационных характеристик комплекса в соответствие с требованиями городской застройки; — современный внешний вид, гармонирующий с городской средой; — высокая пропускная способность; — возможность быстрого реагирования на попытку несанкционированного въезда; — демонстрация потенциальному нарушителю уровня защищённости СЗО с целью предупреждения и отказа от террористического акта. Считаем, что применение подобных комплексов оптимально в российских климатических условиях. Шлагбауму «Препона» в отличие от систем типа «Покат» не страшны ни снег, ни лёд, ни перепады температур. Гидравлические болларды помимо дренажа не требуют особого ухода и адаптированы к российским погодным условиям. Все системы управления находятся внутри самих боллардов и не требуют каких-либо дополнительных модулей. Простота установки и надёжность работы в зимнее время дают им явные преимущества перед традиционными системами. Линейка шлагбаумов «Препона» включает ручные, автоматические и противотаранные шлагбаумы. ПТУ шлагбаумного типа «Препона» и болларды позволяют обеспечить безопасность въездной группы СЗО, и решить поставленные задачи в рамках системы контроля и управления доступом автотранспорта на территорию объекта. Центр специальных инженерных сооружений (ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ») разрабатывает, изготавливает, устанавливает и технически обслуживает инженерно-технические комплексы физической защиты периметров особо важных и социально значимых объектов. Предприятие имеет все необходимые лицензии и сертификаты качества на выпускаемые изделия (ISO 9001 : 2000).