Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Обеспечение безопасности на железнодорожных переездах

Автор: Шаповал О.Л., ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»

  Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне являются сложными и опасными элементами дорожной сети, оказывающие существенное влияние на эффективность эксплуатации и безопасность автомобильного и железнодорожного транспорта в целом. Высокие темпы автомобилизации (более 1,3 млн. в год) и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности движения через переезды. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Проблема железнодорожных переездов является актуальной не только для России, но и для большинства промышленно развитых стран. Эти объекты железнодорожной инфраструктуры характеризуются непроизводительными простоями автотранспорта и дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), в том числе с особо тяжкими последствиями. Кроме того, не исключена возможность умышленного тарана локомотива автотранспортным средством с целью совершения теракта. Подобные происшествия наряду со значительными материальными потерями вызывают и большой общественный резонанс.   ДТП на железнодорожных переездах (Фото МЧС Украины)   По данным ОАО «РЖД» в Российской Федерации в 2010 году на железнодорожных переездах произошло 260 ДТП, число которых выросло на 28 % по сравнению с 2009 годом. Причиной 77 столкновений автотранспорта с пассажирскими и пригородными поездами стало нарушение водителями правил переезда железнодорожных путей. В том числе, были зафиксированы 7 ДТП с участием автобусов, при которых были поставлены под угрозу жизнь и здоровье пассажиров. Общее количество пострадавших в 2010 году составило 230 человек (в 2009 г. – 154 человека), в том числе погибли 72 человека (в 2009 г. – 48 человек). (Самая тяжёлая аналогичная авария произошла на Украине – 45 погибших) Расследования ДТП на переездах показывали, что все они произошли из-за нарушений водителями автотранспортных средств правил дорожного движения. В частности, четыре раза водители объезжали закрытые шлагбаумы, 225 раз проезжали на запрещающий сигнал светофора. Основными причинами ДТП на железнодорожных переездах являются невнимательность, беспечность, торопливость, лихачество, а порой и преступная халатность. Специалистами РЖД подсчитано, что ДТП на переездах негативно сказались на работе железных дорог, в частности, были повреждены 143 единицы подвижного состава (в 2009 году – 48 единиц). Полный перерыв в движении поездов составил более 199 часов. Компании был причинен материальный ущерб в размере более 24,9 миллиона рублей. На сети железных дорог России сегодня эксплуатируется свыше 11 тысяч железнодорожных переездов, из которых 2,3 тысячи обслуживается работниками железнодорожного транспорта.   Особенности обеспечения безопасности на железнодорожных переездах В создавшихся условиях особую значимость приобретают вопросы обеспечения безопасности движения через железнодорожные переезды. Сегодня на разных уровнях рассматривается возможность установки на наиболее опасных участках специальных физических препятствий для недопущения выезда на переезд автомобильного транспорта. На эксплуатируемых объектах внедряются перспективные технические решения, направленные на обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств и подвижного состава железных дорог. Одно из передовых направлений этой работы – оборудование указанных объектов противотаранными устройствами (ПТУ) шлагбаумного типа для недопущения несанкционированного проезда особенно на тех участках, где статистическая вероятность столкновения подвижного состава и автомобильного транспорта особенно велика, а установка конструкций выдвижного и тросового типов запрещена правилами Минтранса.

  Для обеспечения безопасности на железнодорожных переездах в Центре специальных инженерных сооружений института радиоэлектронной техники (ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ», г. Пенза) разработано и серийно выпускается ПТУ шлагбаумного типа с удлинённой стрелой, специально предназначенное для обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. ПТУ последней модификации полностью перекрывает дорожное полотно шириной 7,5 м. Новое ПТУ гарантировано останавливает транспортное средство массой до 10 тонн, движущегося со скоростью 40 км/ч. ПТУ сдерживает удар по барьеру как в горизонтальной плоскости, так и удар, направленный снизу вверх под углом 45 градусов. Конструкция устройства позволяет проводить замену стрелы после таранного воздействия и не требует большого объёма ремонтно-восстановительных работ. Механизмы ПТУ рассчитаны на долговременную работу во всех климатических зонах России. По мнению специалистов в области транспортной безопасности новая разработка ПТУ претендует на немедленное внедрение и широкое использование на объектах транспортной инфраструктуры.   Явные преимущества шлагбаума Следует отметить, что, в отличие от применяемых сегодня устройств выдвижного типа, монтируемых на уровне дорожного покрытия, ПТУ шлагбаумного типа не требует дополнительных затрат на дренажную систему и систему обогрева, а также регулярной зимой и в межсезонье очистки механизмов от грязи, снежной кашицы и наледи. Основным отличием ПТУ шлагбаумного типа является расположение барьера выше уровня дорожного полотна, за счёт этого данный тип ПТУ имеет ряд неоспоримых преимуществ перед устройствами, монтируемыми в дорожное покрытие. При их использовании, например, нет необходимости в ограничении массы, высоты и скорости пропускаемого транспорта. Применяемые сегодня дорожные блокираторы имеют высоту выдвижения не более 400 мм, поэтому удар при остановке транспортного средства приходится на колесную пару и подвеску автомобиля. При этом рама с загруженным кузовом может продолжать движение по инерции на протяжении нескольких метров и нанести значительный урон идущему поезду. ПТУ шлагбаумного типа, имеющие высоту от 800 мм и выше, принимают на себя таранный удар рамы автомобиля, что существенно препятствует перемещению разрушенных частей транспортного средства к железнодорожным путям.   Основные технические характеристики Является непреодолимым препятствием для транспортного средства массой до 10 тонн, движущегося со скоростью до 40 км/ч. Ширина блокируемого дорожного проезда составляет 7,5 м Высота барьера: 800 40 мм. Потребляемая мощность – 5,5 кВт. Электропитание: промышленная трёхфазная электросеть переменного тока, напряжением 380 В 10% и частотой 50 1 Гц. Управление ПТУ производится со стационарного пульта управления (шкафа управления) и с выносного пульта управления. По специальному заказу управление можно обеспечить по радиоканалу с пульта дистанционного управления. При отсутствии электропитания предусмотрено ручное управление барьером Время опускания / поднимания не более 10 / 21 сек. Условия эксплуатации. Диапазон рабочих температур для выносного пульта управления составляет от -40?С до +40?С, а для шкафа управления – от +5?С до +40?С. Максимальное расстояние между механической частью ПТУ и шкафом управления, а также между шкафом управления и выносным пультом может достигать 70 м. Масса ПТУ не более 4900 кг. ПТУ требуется минимальное техническое обслуживание после 200 000 – 300 000 циклов (открывание / закрывание). Срок службы – 10 лет.   ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» предлагает специалистам проектных организаций воспользоваться опытом проектирования транспортных проездов с использованием ПТУ. С типовыми проектными решениями можно ознакомиться на сайте www.cesis-proekt.ru