Некоторые аспекты обеспечения безопасности въездных зон и транспортных проходных
Анализ деятельности террористических групп показывает тенденцию широкого использования движущихся транспортных средств, начиненных мощными взрывными устройствами с эквивалентом в десятки килограммов, для совершения терактов. Одним из способов противостоять данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути прорыва колесного транспорта, что позволит предотвратить подобные акции на стадии замысла, либо значительно уменьшить ущерб при совершении преступных действий.
К сожалению, несмотря на уже имевшие место террористические акты этого вида, до настоящего времени указанные меры не нашли должного применения, в частности, подъезды ко многим важным объектам не защищены от несанкционированного прорыва автомобилей. При прорыве террористов на охраняемый объект первыми принимают на себя удар установленные средства физической защиты и служба безопасности. От того насколько правильно при проектировании подобраны и интегрированы в общую систему контроля и управления доступом физические заградительные средства, зависит решение задачи обнаружения и предотвращения прорыва транспортного средства и задержания нарушителя.
Наиболее продуктивно проектирование систем физической защиты (СФЗ) на ранних стадиях строительства объекта. Тогда легче закладывается идеология, в основе которой всегда лежит некий компромисс между эффективностью и стоимостью.
При проектировании всех составляющих СФЗ (физических барьеров, технических средств физической защиты, организационных подсистем и др.) основным контролирующим инструментом является временной анализ.
В настоящее время ведущими научными институтами разработаны математические модели, описывающие возможные варианты поведения нарушителей и сил охраны после срабатывания сигнала тревоги. На основе комплексного анализа уязвимости объекта строится автоматизированная и многорубежная система физической защиты объекта, обеспечивающая адекватное и своевременное противодействие внутренним и внешним угрозам Особенности оборудования пунктов пропуска транспорта на охраняемые объекты Инженерные заграждения используются не только на рубежах периметра, но и на территории охраняемого объекта, в частности, при обустройстве площадок для досмотра на автомобильных и железнодорожных КПП. Это обеспечивает силам охраны запас времени для выявления предпосылок террористической угрозы и для задержания нарушителя на дальних подступах (увеличение интервала времени, затрачиваемого им на преодоление рубежей физической защиты).
Железнодорожные КПП оборудуются площадкой для досмотра вагонов, внешними и внутренними проездными воротами, противотаранными устройствами шлагбаумного типа от силового прорыва автотранспорта по ж/д путям. В зоне проездных ворот устанавливаются стрелки-сбрасыватели.
Автомобильные КПП оборудуются внешними и внутренними проездными воротами и площадкой досмотра машин. Ворота (откатные или распашные) на пунктах пропуска являются значимым элементом комплексов инженерно-технических средств защиты режимных объектов, обеспечивают оперативный проезд служебных («своих») транспортных средств и «отсекают» посторонние транспортные средства. Воротами оборудуются автомобильные и железнодорожные въезды на территорию объектов, железнодорожные и автомобильные КПП. По периметру объектов могут устанавливаться основные, запасные или аварийные ворота. На критически важных объектах пропуск транспортных средств осуществляется в режиме шлюзования.
Анализ статистики показывает, что наибольшими шансами прорваться на объект через ворота обладает группа из 2-5 подготовленных человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства.
Для остановки транспортных средств и предотвращения их несанкционированного проезда на территорию объекта устанавливаются средства принудительной остановки, в частности противотаранные устройства (ПТУ).
ПТУ могут применяться как отдельно, так и в комбинации с автоматическими откатными или распашными воротами, образуя коридор (шлюз) для досмотра автотранспорта. Интеграция технических средств физической защиты въездных зон в комплексы или шлюзы значительно совершенствует систему безопасности объекта (см. рис.).
