Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Не страшны ни снег, ни жара

Системы безопасности в зимних условиях

Для объектов, находящихся в климатических районах с преобладанием низких температур (до -55 °С), снежных заносов и обледенения, остается актуальной проблема оснащения их периметров морозостойким системами безопасности.
Исходя из требований, предъявляемых к безопасности таких объектов, разработан и выпускается специализированный комплекс инженерно-технических средств физической защиты и охраны периметров. Все изделия, составляющие данный комплекс, сохраняют работоспособность и выполняют заложенный в них функционал при температуре окружающей среды до -55 °С.
К ним относятся различного рода ограждения периметра, включая ворота и калитки, технические средства обнаружения, противотаранную технику, электромеханические приводы, замки, электротехнические шкафы и пр. Все элементы комплекса адаптированы друг к другу и могут быть интегрированы в единую систему безопасности.
Помимо морозостойкости и устойчивости к межсезонным перепадам температур представленные ниже технические решения рассчитаны на эксплуатацию при большом объёме снега и наледи, имеют повышенный ресурс и при этом не требуют обслуживания. Все изделия выпускаются с максимальной заводской готовностью, поэтому могут быть смонтированы в сжатые сроки, обусловленные коротким летним периодом.
Каждый элемент комплекса сертифицирован, запатентован и соответствует современным правилам обеспечения безопасности важных и особо важных объектов.

Снеговые заносы

Зачастую на периметре объекта невозможно применять инженерные заграждения сетчатого типа, так как намерзание и последующее таяние снежных и ледяных масс приводит к деформации, частичному или полному разрушению отдельных фрагментов конструкции (рис. 1). Попытки решения проблемы за счет увеличения диаметра прутков сварных сетчатых панелей приводили лишь к частичному её решению при резком увеличении металлоёмкости и, соответственно, стоимости изделия.

Рисунок 1. Деформация полотна сетчатого заграждения в весенний период
Сегодня эта проблема решена путём конструкционного усиления сетчатых панелей, элементов крепления и кронштейнов козырькового заграждения. При сохранении диаметра прутка 5 мм сетчатая панель усилена дополнительными ребрами жесткости, которые одновременно используются как кабельный канал. Кроме того, штатный кронштейн козырькового заграждения усилен дополнительными рёбрами жёсткости.
В итоге модификация ограждения «МАХАОН®-Арктика» выполняет свои функции в заданных климатических условиях и является основой комплекса (рис. 2).

Рисунок 2. Комплекс «МАХАОН-Арктика» в ходе испытаний
В ходе проведённых испытаний заграждение подвергалось воздействию ледяных и снежных масс для получения предельных нагрузок на различные элементы конструкции.

Замаскированная «Препона»

Конструкции заграждения выполняют не только оградительные функции, но и являются базой для установки систем освещения, видеонаблюдения и всевозможных охранных датчиков и приборов. С целью минимизации количества кабельных линий, проложенных по периметру объекта, в настоящее время разработаны и серийно выпускаются беспроводные вибрационные средства обнаружения (ВСО) серии «Препона» (рис. 3). Система охраны на их основе состоит из множества скрытно устанавливаемых модулей-датчиков. Используя беспроводные средства обнаружения можно оперативно (без прокладывания дополнительных питающих линий) организовать или восстановить рубеж охраны при неполадках уже существующей кабельной системы безопасности.
Кроме того, после незначительной перенастройки датчики ВСО могут быть применены в ангарах и других сооружениях для мониторинга величины снеговой нагрузки на конструкции. В случае критичных показателей они информируют владельцев объекта соответствующим сигналом.

Рисунок 3. Установка ВСО СО «Препона-А» внутри опоры сетчатого заграждения

Нетранспарентный «Фрегат»

Для зон, где требуется непросматриваемое ограждение объекта, например, по периметру электроподстанции, проектировщики рекомендуют устанавливать железобетонное заграждение «Фрегат».
Панели заграждения изготавливаются в непосредственной близости от места их монтажа. Такой подход решает проблемы транспортировки негабаритных грузов и снижает логистические затраты в условиях сезонности доставки оборудования на объект.
Предусмотрены два основных варианта монтажа ограждения «Фрегат» – установка панелей на фундаментный блок щелевого типа или в заранее смонтированный металлокаркас (рис. 4). Последний вариант учитывает специфику северных районов и имеет свои преимущества: за короткое лето в сжатые сроки возводится металлокаркас, а в зимний период с помощью грузоподъёмной техники в него устанавливают железобетонные панели. Следует особо отметить, что при таком монтаже заграждения нет необходимости в сварочных работах. При этом угол поворота панелей в горизонтальной плоскости не ограничен, а сама конструкция металлокаркаса исключает проседание плит при установке на слабом грунте.
Система крепления панелей «Фрегата» рассчитана на их временный демонтаж в случае ремонта ремонта подземных коммуникаций, пересекающих линию периметра, или уборки снега за территорию объекта.
Все дополнительные функциональные возможности заграждения «Фрегат» определяются на стадии проекта комплекса безопасности. Универсальность конструкции, несложный монтаж, особенности крепежа дополнительных элементов, а также сама технология производства позволяют проектировщику и владельцу объекта корректировать проект применительно к условиям конкретного климатического района вплоть до момента начала изготовления изделия.

Рисунок 4. Установка заграждения «Фрегат» на металлокаркасе

Противотаранный шлагбаум

Понимая, что в условиях многоснежной зимы крайне затруднительно эксплуатировать устройства и механизмы, находящиеся ниже уровня поверхности земли, проектировщикам предлагается в составе комплекса безопасности использовать противотаранное устройство шлагбаумного типа (ПТУ) (рис. 5).
Современные «северные» модификации ПТУ функционируют без «технических» перерывов, так как в них исключено намерзание и забивание снегом посадочного места стрелы барьера и других элементов конструкции.
Согласно международным стандартам основные технические характеристики ПТУ должны быть подтверждёны протоколами натурных испытаний методом краш-теста.

Рисунок 5. Противотаранный шлагбаум
При непрерывном круглосуточном режиме работы ПТУ периодичность технического обслуживания составляет 500 тыс. рабочих циклов.
Нельзя не упомянуть о типах фундаментов, на которых они установлены. Более того, заявляемая разработчиками и производителями основная техническая характеристика изделия, устойчивость к таранному удару, в большей степени обеспечивается конструкцией и качеством заложения фундамента.
Выбор типа фундамента (динамический, плитный и т.д.) под ПТУ зависит от особенности грунта и местоположения ведущих к объекту подземных коммуникаций.
Например, при установке стального динамического фундамента нет необходимости в бетонных и сварочных работах. Продолжительность его монтажа составляет всего 5 рабочих часов. С применением динамического фундамента стало возможным устанавливать ПТУ в течение одной рабочей смены, при этом не перекрывая движение транспорта через данный проезд. В отличие от железобетонного варианта, не надо ждать, когда фундамент наберёт свою прочность, что крайне важно в условиях короткого тёплого периода.
В случае таранного удара возможно быстрое восстановление конструкции фундамента путём замены нескольких верхних деформированных элементов ростверка, к которому крепится устройство.
ПТУ управляется дистанционно. При этом контролируется положение стрелы барьера, оценивается работоспособность узлов и израсходованный ресурс, а также используется встроенная видеофиксация аварийных ситуаций. Это позволяет эффективно управлять движением транспорта, своевременно проводить техобслуживание и ремонтные работы.

Ворота

С учётом короткого периода времени проведения на объекте строительных и монтажных работ разработана технология установки ворот на заранее изготовленные фундаментные блоки (рис. 6). Они обладают высокими показателями прочности и морозостойкости. В фундаментных блоках предусмотрены необходимые закладные элементы для упрощения и оперативности монтажа ворот.
Выпускаемые сегодня типы ворот: распашные, откатные, раздвижные, а также ворота со складывающимися створками, рассчитаны на работу при высоком уровне снежного покрова и образовании наледи.
Эксплуатация распашных ворот в условиях снегопадов и снежных заносов затруднена из-за необходимости расчищать снег в радиусе действия их створок. При этом в зоне ворот приходится делать это вручную, без использования техники. Для решения данной проблемы разработана оригинальная конструкция распашных ворот, позволяющая открывать их при свежевыпавшем снеге. А после очистки территории механизированным способом они продолжают работать в штатном режиме.
Уборка снега может быть упрощена и при использовании ворот со складывающимися створками. Это новшество позволяет сократить очищаемую от снега площадь в 4 раза.
Однако только откатные ворота менее всего зависят от осадков и могут решить проблему полностью. Их применение может быть ограничено только отсутствием свободного места для отката полотна ворот.
Для регулирования проезда ж.-д. транспорта на грузовые площадки и для организации транспортировки крупногабаритных грузов (нестандартного оборудования и пр.) сегодня применяют раздвижные ворота откатного типа с шириной проезда 18 и более метров (в зависимости от проекта). В них заложен принцип откатных ворот, полотна которых работают навстречу друг другу. Перемещением створок таких ворот можно регулировать движение составов, открывая и закрывая один или сразу несколько путей, в зависимости от ситуации. При этом транспортные пути могут находиться на разных уровнях.

Рисунок 6. Установка ворот на фундаментные блоки заводской готовности

Приводы и замки

Надо отметить, что ворота поступают на объект полностью агрегатированными – их функционал обеспечивают дистанционно управляемые электромеханические приводы серии «Препона®»
(рис. 7), которые оснащены планетарным мотором-редуктором. Механизм рассчитан на высокоинтенсивную работу, имеет большой момент силы и способность длительное время (не менее 500 000 циклов) работать без техобслуживания при температуре -50 °C.

Рисунок 7. Привод для откатных ворот серии «Препона»
Не менее надёжны в северных условиях и неприхотливы в обслуживании специально разработанные модификации механических замков, имеющих повышенный ресурс: не менее 200 000 рабочих циклов открывания/закрывания. У современных замковых устройств, проектируемых на важные и особо важные объекты, прочность засова на срез не менее 15 000 Н (1 530 кгс).
P.S. Обращаясь к проектировщикам и техническим специалистам, автор настоятельно рекомендует воспользоваться опытом Центра специальных инженерных сооружений: типовыми проектными решениями, размещёнными в общедоступной справочно-информационной системе (www.cesis-proekt.ru).

Автор:
Александр Дьячков,
начальник управления
внешнеэкономической
деятельности ЦеСИС

 
Журнал “ТЕХНИКА ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА” • №4, 2018 г.