Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Из книжной коллекции цесис

В этом номере журнала представлены материалы из книги начальника отделения Инженерного управления РККА военинженера 1-го ранга Михаила Крыльцова. Издание состоит из двух частей: краткого справочника по военно инженерному делу дивизионного инженера Дмитрия Карбышева и методического пособия для командиров «Заграждения», автор Михаил Крыльцов.

Книга издана Воениздатом Наркомата обороны СССР в 1936 году в серии «Библиотека командира». В этой книге автор использует сложившуюся на практике классификацию заграждений: а) заграждения на путях; б) заграждения против танков; в) заграждения против боевого порядка пехоты.

В то же время Михаил Крыльцов признаёт, что, основываясь на выводах теоретических разработок и на опыте учений мирного времени, он не может претендовать на неоспоримость всех выдвигаемых им в данной книге положений. Тем не менее, он попытался дать командиру то, что ему будет практически полезно. Как отмечено в авторском предисловии: «До сих пор в военной литературе нет труда, который с должной степенью полноты излагал бы вопросы применения заграждений».

Михаил Сергеевич КРЫЛЬЦОВ, 1899 г. р., беспартийный, начальник отделения Инженерного управления РККА военинженер 1-го ранга. В апреле 1938 года арестован и обвинён в участии в военно-фашистском заговоре. 22 августа того же года осужден и расстрелян. Реабилитирован в 1957 году.  (Источник: документальные материалы Сахаровского центра).

Издание: Карбышев Д. Краткий справочник по военно-инженерному делу; Крыльцов М. Заграждения. — М.: Воениздат НКО СССР, 1936. — 272 с. — (Библиотека командира). Цена 2 р. 90 к. (На суперобложке название дано как Карбышев, Крыльцов — Инженерное дело.

Заграждения против боевого порядка пехоты

Характер заграждений

Как правило, все заграждения против боевого порядка пехоты должны обороняться. Максимальное значение этот вид заграждений приобретает в условиях массового их применения. Отсюда нетрудно сделать вывод, что эти заграждения должны в основном возводиться самой пехотой. Основное назначение заграждений против боевого порядка пехоты сводится: a) к затруднению преодоления противником полосы боевого охранения; б) к затруднению расположения пехоты и артиллерии противника в исходном для атаки положении, к лишению противника удобных наблюдательных пунктов и удобных огневых позиций для артиллерии, а также и к затруднению нормальной работы боевого тыла противника; в) к затруднению атаки переднего края и обеспечению упорства отдельных очагов обороны в ее глубине при вклинении противника в глубину обороны. Основными из заграждений, применяемых в только что упомянутых целях, являются: a) оплетка леса или иных местных предметов колючкой, б) проволочная сеть в вырубленном лесу (по пням), в) проволочная сеть на низких кольях, г) проволочный забор, д) облегченная проволочная сеть, е) проволочная сеть на высоких кольях, ж) переносный проволочный забор, з) спирали, и) саперная переносная сеть, к) силки из гладкой проволоки, л) купола, м) электризованные проволочные препятствия, н) засеки местные и переносные, о) завалы из деревьев, п) поля фугасов, р) различные самовзрывные ловушки, c) ложные проволочные препятствия.

Оплетка колючкой леса, кустов и местных предметов

При обороне лесных опушек, районов, богатых кустарником, или при обороне населенных пунктов, можно получать препятствие путем оплетки колючей проволокой деревьев, кустов, изгородей и т. п. Способ оплетки: 2-3 горизонтальных и 2 диагональных нити проволоки; превышение нижней проволоки над землей около 20 см; высота верхней горизонтали 1,2-1,3 м. В кустах полезно усиливать оплетки забросом спутанных обрезков проволоки. Прикрепление проволоки — обычное: скобами, гвоздями или просто закреплением по надрубкам с привязыванием. Глубина препятствия зависит от имеющегося в распоряжении войск времени. Успех работ при оплетке деревьев или изгородей в 5 нитей (3 горизонтали и 2 диагонали) на 1 пот. м 0,3-0,35 раб. часа. Расход материалов: проволоки 1 кг, скоб 3 шт. То же в 3 нити: 0,2 раб. часа, колючки 0,6 кг, скоб — 2 штуки. Препятствие, как правило, должно устраиваться пехотой без помощи сапер.

Проволочная сеть в вырубленном лесу (по пням)

На вырубленных участках леса, пользуясь пнями, можно устраивать проволочную сеть. Полезно проволоку не натягивать, а оплетать так, чтобы получались петли и свободные воланы, затрудняющие преодоление препятствия. Помимо этого нужно рекомендовать забрасывание отдельных спутанных обрезков колючки. Минимальной шириной препятствия нужно считать 6-8 м. Ориентировочно на 1 пог, м такого препятствия нужно 1,7 кг колючки и 0,6 раб. часа. Скобы берутся в обычной пропорции от веса проволоки — 5% при двухпрядной и 7% при однопрядной колючке. При наброске концов в середину вес колючки увеличивается на 25-30%. Препятствие делается пехотой.

Проволочная сеть на низких кольях («спотыкач»)

«Спотыкач», или проволочная сеть на низких кольях высотой от 0,2 до 0,3 м, применима в тех же условиях, только что описанное препятствие.

Маскировка «спотыкача» достигается размещением его в траве. Устройство его ясно из рис. 9. Стремиться к выравниванию кольев в одну линию, к соблюдению между нами определенного расстояния и к выравниванию верхушек кольев на одной высоте излишне. Среднее расстояние между кольями в ряду около 1,5-2 м, между рядами их 0,75-1 м. «Спотыкач» делать полосой уже 6-8 м нерационально. Потребность в колючке и скобах для устройства «спотыкача» примерно такая же, как и при устройстве сети по пням. При ширине препятствия в 6 м на каждые 100 м нужно от 350 до 600 шт, кольев диаметром от 5 до 8 см и длиной 0,6-0,7 м. Успех работы на 1 пог. м с заготовкой кольев — 1-1,5 раб. часа. Колючка к кольям прибивается на их торцах.

Проволочный забор

Проволочный забор состоит из 3 рядов кольев: среднего — высотой в 1-1,2 м, забиваемого на расстоянии около 3 м, и двух крайних, забитых на расстоянии 1,5 м от линии средних кольев, в промежутках между ними.

Крайние колья играют роль оттяжек и забивается наклонно, возвышаясь над землей на 0,1-0,2 м. Ряд больших кольев оплетается в 5 ниток, вершины высоких кольев соединяются с малыми кольями наклонными зигзагами, по которым протягивается от одной до трех горизонтальных ниток проволоки. Устройство препятствия ясно из рис. 10. Препятствие строится пехотой. Успех работы: 1 отделение за 1 час работы с заготовкой и забивкой кольев может построить 40 пог. м препятствия. Расход материалов на 1 пог. м: колючки — 2,2,5 кг, кольев — 1,1 шт., скоб — 5-7% от веса проволоки.

Облегченная проволочная сеть

При соединении вместе нескольких (2-3) проволочных заборов получается облегченная проволочная сеть (рис. 12).

Переделка проволочного забора в облегченную сеть выполняется при наличии времени. Это препятствие имеет недостатки, из которых важнейшие трудность маскировки и довольно значительное количество потребных материалов. Успех работ по устройству 1 км облегченной сети (двойного забора) 500 раб. часов. Потребное количество материалов: колючки, 4,5-5 т, скоб — 250 кг и кольев длиной 1,4-1,6 м 720 шт., кольев длиной 0,5-0,6 м 1 000 шт. Препятствие строится пехотой.

Проволочная сеть на высоких кольях

Проволочная сеть на высоких кольях (рис. 12) достаточно всем хорошо знакома, поэтому здесь и не описывается. Минимальным числом рядов кольев нужно признать 2, нормально — 3-5. При наличии времени можно устраивать несколько полос проволочной сети. Расстояние между полосами 20-30 м. Работы начинаются c забивки ряда кольев от противника и их оплетки. Доведение проволочной сети до нормальной ширины в 5 рядов ведется постепенно, прибавляя ряд за рядом по всему фронту работ. Бить 5 рядов кольев сразу рационально лишь при уверенности окончания работы до подхода противника.

Колья следует брать длиной в 1,6-2 м. За подравниванием их под одну высоту, а также выравниванием их рядов по линии и точным соблюдением расстояний между рядами кольев и между кольями в ряду гнаться не следует. Никаких разбивок треугольником или другими подобными способами делать не следует.

Вместо деревянных кольев можно использовать металлические. Работы по забивке кольев в грунт могут облегчаться применением земляных ручных или пневматических буравов и забивкой кольев пневматическим инструментом, если имеется компрессор и удаление от противника позволяет это сделать. Нормы работ и потребные материалы для сети в 2, 3 и 5 рядов кольев приведены в табл. 4 (стр. 113). Достоинство проволочной сети на высоких кольях заключается в большой прочности и меньшем количестве материалов и времени на работу по сравнению с другими препятствиями. Недостатком является трудность маскировки. Препятствие строится пехотой; при механизации работ по забивке кольев работы выполняются саперами.

Силки

При наличии гладкой проволоки можно устраивать силки. Проволока должна выдерживать усилие на разрыв до 100 кг, т. е. должна иметь толщину в 2-3 мм.

Препятствие устанавливается по деревянным кольям длиной 0,4-0,5 м, забитым на 0,3-0,4 м в землю, как показано на рис. 13. Виды петель проволоки могут быть самыми различными. Препятствие устраивается пехотой.

Купола из колючей проволоки

Купола из колючей проволоки могут быть сделаны или на малых, забитых как для устройства спотыкача, кольях или на пнях, использованных в комбинации с кольями (где расстояние между пнями превышает 1,2-1,5 м). Устройство препятствия ясно из рис. 14.

Максимальный эффект при расположении препятствия в траве. Устраивается пехотой. Минимальная ширина полосы препятствия 4-6 м. Подъем купола над землей — 0,7-0,8 м.

Переносной проволочный забор

Изготовление звеньев проволочного забора длиной 10-12 м можно организовать в тылу (в районе второго эшелона), с тем чтобы, пользуясь ночным временем, установить проволочный забор в намеченном днем месте. Изготовленные звенья для переноски свертываются в пакеты. Для избежания шума установка может быть произведена с применением земляных буравов. Следует иметь в виду медленность работы по установке препятствия и некоторые неудобства в обращении со звеньями (нужно иметь навык скручивания и обратного развертывания). 

Длина элемента 10-12 м (рис. 15). Отдельные әлементы забора необходимо скреплять проволокой. Проволочный забор изготовляется и устанавливается пехотой. Переносные заборы могут устанавливаться в один или два ряда, с заполнением или без заполнения междурядного пространства.

Спирали Брэна

Ценность переносного препятствия в виде спиралей Брэна заключается в быстроте и бесшумности установки отдельных звеньев. Изготовляется спираль под руководством сапер. Размеры элемента: длина 10 м, диаметр 70-90 см, вес 20-25 кг. Переноска сложенных спиралей и их установка производятся пехотой. При установке отдельные элементы соединяются (силами двух человек) скреплением спиралей друг с другом проволокой и прикреплением к земле кольями или рогульками из сучьев. Установка может производиться в один или несколько элементов в одном или двух ярусах. Препятствие хорошо маскируется, но сравнительно легко преодолимо. Спираль Брэна (рис. 16) изготовляется на коническом барабане высотой в 0,9 м и диаметром одного основания в 0,95 м, а другого основания в 1 м.

Барабан делается из досок, набитых на два деревянных круга. Для удобства работы барабан насаживается на горизонтальную ось, лежащую на станке. К днищам барабана приделывают деревянные ручки, за которые он вращается. Оба днища барабана делят на 7 равных частей, нумеруют их против часовой стрелки и соединяют одинаковые номера параллельными линиями. На первом делении забивают скобу, закрепляют за нее конец колючки, поворачивают барабан на полный оборот и соединяют пшилькой начальный конец проволоки с концов оборота; шпильку заворачивают дважды. Так получают первое кольцо спирали. После этого, начиная от метки 1, наматывают колючку спирально на барабан и скрепляют через одно деление соседние ветви (после скрепления на втором делении скрепляют на четвертом, шестом, первом и т. д.). Второй конец спирали заканчивается также кольцом. Всего в спирали длиной в 10 м (в растянутом виде) укладывается около 50 витков.

Саперная переносная сеть

Изготовление звеньев саперной переносной сети (рис. 17) аналогично изготовлению спиралей Брэна. Элементы саперной сети имеют длину около 4 м, квадратной формы с шириной и высотой в 1 м. Вес звена — около 25 кг. По силе саперная переносная сеть уступает постоянным проволочным препятствиям, но более мощна, чем спираль Брена.

Электризация проволочных препятствий

Электризация препятствий многофазным переменным током представляет убойное средство для живой силы противника. Принцип электризации препятствий состоит в подведении к ним одного полюса источника энергии высокого напряжения и в надежном заземлении другого полюса. Если человек стоит на земле, при прикосновении к препятствию происходит замыкание электрической цепи через землю и прохождение тока по человеку. Практически установлено, что надежные результаты получаются при напряжении в 800-1 000 вольт в сухую погоду; при дожде или мокрой земле достаточно на препятствии держать напряжение в 250-300 вольт. По возможности электризации все пригодные для этой цели препятствия следует разбить на две группы:

a) препятствия, имеющие большое количество металлических точек, соприкасающихся с землей (спирали Брэна, саперная переносная сеть и т. п.);

б) препятствия, построенные на деревянных кольях.

Препятствия первого типа электризовать затруднительно в силу большой утечки энергии и демаскировки препятствий паром и дымом, поднимающимися от препятствий, пока не произойдет подсушка мест соприкосновения препятствия с землей.

Нормальные препятствия, построенные на свежесрубленных кольях, электризовать также затруднительно вследствие большой утечки тока и возможности горения кольев. При наличии заблаговременно срубленных и подсушенных кольев электризация препятствий удается сравнительно легко и не требует особо больших затрат энергии.

Как меру улучшения электризации можно рекомендовать очистку кольев от коры в промежутке между нижними точками крепления проволоки и уровнем земли.

Подвеска нижней проволоки над землей колеблется от 0,1 до 0,3 м в зависимости от условий, обеспечивающих предотвращение утечки тока; определяется высота подвески пробой. Еще лучше употреблять проваривание нижних концов кольев в составах, увеличивающих диэлектрические свойства дерева.

Типы и устройства препятствий, подлежащих электризации, не должны быть отличными от обычных, так как иначе их легко распознавать. Точно так же не рационально производить под препятствием покос травы, хотя это технически и желательно, так как скошенная трава будет демаскировать электризацию препятствия.

Район действия станций, питающих препятствие, зависит от их мощности и приспособленности питательной сети. Удаление станций от линии расположения препятствий может колебаться от 1 до 3 и более километров.

Если район установки электризованных препятствий защищен от непосредственного наземного наблюдения противника, питание препятствий возможно по воздушным проводам. В районе, наблюдаемом противником, наиболее подходящая схема питания — кабельная, с закапыванием кабеля в землю в наиболее опасных местах. Надежность питания обеспечивается дублированием проводов, подводящих к препятствиям ток.

Детальное знание устройства препятствий, их питания и т. п. является обязанностью инженерных частей, силами которых обычно эти препятствия и электризуются.

Засеки местные и переносные

Искусственное препятствие, устраиваемое из поваленных деревьев на месте их порубки, называется местной засекой. Для устройства местной засеки деревья подрубают так, чтобы у них оставалась связь с пнями, и валят ветвями в сторону противника. Мелкие ветви срубают, а концы толстых (толще 3 см) заостряют. Для затруднения растаскивания засеки деревья скрепляют между собой и прикрепляют их к земле кольями. Засека представляет собой препятствие достаточной силы; недостатком же его является возможность подсушки и поджигания, а также трудность маскировки. В целях усиления полезно засеку опутывать колючей проволокой, минировать зарядами ВВ или ручными гранатами. Сама засека делается пехотой, а минирование производится саперами.

Переносные засеки устраиваются путем переноски деревьев от места порубки на место ее устройства. Прикрепление деревьев к земле производится рогульками. Переносная засека непрочна, быстро сохнет и легко поджигается. Рекомендовать ее устройство можно лишь при отсутствии проволоки и если нельзя сделать препятствие другого типа. Минирование засеки значительно ее усиливает.

Засеки могут использоваться пехотой противника какукрытие, поэтому подходы к ним всегда должны быть под ближним продольным огнем.

Завалы из деревьев (лесные)

Отличие завала от засеки заключается в том, что при устройстве завала деревья валят без работы о системе укладки их. Глубина завалов колеблется от 5 до 20 м. Для затруднения растаскивания завалов необходимо через 8-10 м оставлять отдельные неповаленные деревья, а те, которые валятся, не отделять совсем от пня.

Для усиления лесных завалов их минируют ВВ или ручными гранатами, а также связывают ветви деревьев между собой и оплетают колючкой.

Располагать лесные завалы рационально лишь там, где можно организовать перед ними продольный огонь, т. е. надежно оборонять.

Завалы устраиваются пехотой вручную и саперами с применением моторных или электрических пил.