Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Интеграция в систему охраны "Орион"

В настоящее время подавляющее большинство охраняемых объектов оборудуются системами контроля и управления доступом (СКУД) не только для персонала, но и для транспортных средств. На некоторых объектах установлены автотранспортные шлюзы.
В настоящей статье основное внимание уделяется интеграции устройств сторонних производителей.
Государство уделяет большое внимание физической защищённости различных объектов повышенной опасности, требования к безопасности которых прописаны в федеральных правовых документах (Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности», Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса» и др.).
Бывают случаи, когда в целях соответствия утверждённым требованиям проект предусматривает установку сразу нескольких видов средств физической защиты (СФЗ) разных производителей. Тут и возникает ряд проблем с интеграцией продукции с разной идеологией на одном объекте. Даже в пределах одной фирмы добиться взаимодействия между разработчиками программного обеспечения, управляющих блоков, исполнительных механизмов и пассивных охранных средств очень сложно, не говоря уже про «сотрудничество» конкурирующих в какой-то степени фирм.
Вместе с тем рынок ориентируется на лидеров. Например, интегрированная система охраны (ИСО) «Орион» (разработка и производство НВП «Болид») получила настолько широкое распространение, что некоторые заказчики заявляют об обязательном условии совместимости всех устанавливаемых средств с данным аппаратно-программным комплексом.
Положительный момент заключается в том, что сам разработчик системы способствует такой интеграции, ведь для него расширение перечня совместимых СФЗ жизненно важно, поэтому он сам выпускает устройства, которые помогают стороннему «железу» легко встраиваться в ИСО, например, контроллер доступа С2000-2.
Заглянув в документацию С2000-2, мы обнаруживаем схемы подключения различных устройств с алгоритмами их работы. Обратим внимание на столь типовое и распространенное устройство как шлагбаум, схема подключения блока управления которого представлена на рисунке 1. Данное устройство – «образ собирательный». Оно олицетворяет все устройства, которые при помощи команд «Открыть»/«Закрыть» могут переходить в два состояния («Открыто», «Закрыто») и ограничивают перемещение между зонами объекта, чем контролируют количество перемещаемых идентификаторов (машин, людей).

Рисунок 1 – Схема подключения контроллера «С2000-2» в режиме «Шлагбаум»
Производителей средств физической защиты безусловно интересует интеграция в СКУД таких изделий, как шлагбаумы, противотаранные устройства (ПТУ) и ворота (откатные и распашные).
По схеме подключения контроллера (рисунок 1) видно, что разработчики предусмотрели подключение считывателей идентификационных карт, датчиков опасной зоны, кнопок управления и даже светофоров.
Всё, казалось бы, замечательно, но есть один момент: не все управляемые устройства реагируют на команды контроллера в точности так, как задумано разработчиком. Например, во время движения стрелы (створок ворот) из состояния «Открыто» в состояние «Закрыто» контроллером неожиданно посылается команда «Открыть». В такой ситуации устройства могут повести себя по-разному, некоторые проигнорируют новую команду и продолжат закрываться, некоторые остановятся, а некоторые прервут выполняемую команду и начнут выполнение последней полученной команды.
Как видим, в данном случае требования, предъявляемые к интегрируемым в систему охраны «Орион» устройствам, не совпадают с заводскими алгоритмами работы изделий ЦеСИС НИКИРЭТ.
Разумеется, нелогично было бы менять алгоритмы работы и управления существующих СФЗ, которые удовлетворяют многих заказчиков, лишь из-за того, что у других потенциальных заказчиков другие требования.
Поэтому разработчиками программного обеспечения (ПО) для СФЗ производства ЦеСИС НИКИРЭТ предусмотрена возможность нескольких способов управления, не исключающих друг друга. Так, при помощи блока совмещения, представляющего собой съёмный модуль, есть возможность настроить поведение входов и выходов шкафа управления СФЗ под любые требования систем верхнего уровня, в т.ч. и алгоритмы ИСО «Орион». Схема такой интеграции приведена на рисунке 2.
Однако таким образом можно выполнить далеко не все требования заказчика. Например, в ИСО «Орион» существует понятие «шлюз», но оно не подразумевает автомобильного шлюза и в ПО нет стандартного метода реализации автотранспортных КПП (АТКПП).
Грамотный агрегатор, разумеется, так или иначе сможет построить простейший АТКПП с одним режимом «вторые ворота не откроются, пока не закрыты первые», для чего достаточно логически связать два контроллера при помощи входов «Busy». Но существуют и другие режимы, например, «Сквозной проезд», «Прорыв» и т.п., которые также обязательны к реализации с возможностью переключений. А есть АТКПП с тремя и более СФЗ на въезде и выезде.
Чуть более продвинутый агрегатор применит на каждом СФЗ схему согласно рисунку 2 и логически объединит группы контроллеров уже в сетевом контроллере С2000М или в программном обеспечении сервера. Однако здесь сразу же теряется требуемая автономность работы АТКПП в случае нарушения связи.

Рисунок 2 – Общая схема интеграции СФЗ в систему охраны «Орион».
В ходе совместной работы специалистов «Болида» и «Радиорубежа» была создана специальная прошивка универсального блока управления (УБУ), которая совместно с доработанным алгоритмом «шлюз» контроллера С2000-2 позволяет реализовать полноценное управление АТКПП.
Структурная схема подключения СФЗ транспортного шлюза к контроллеру С2000-2 под управлением ИСО «Орион» представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Схема подключения АТКПП к ИСО СО «Орион».
Здесь под термином «Въездная группа» может подразумеваться целая группа изделий, размещённых по одну сторону от досмотровой площадки, например: ворота, противотаранный шлагбаум и светофор. Причём для контроллера С2000-2 эта группа будет являться классической «Дверью шлюза», имеющей состояния «Открыто/Закрыто» и выполняющей команды «Заблокировать/Разблокировать».
Пульт управления шлюзом представляет собой панель ручного управления. Пульт может включать все возможные индикаторы состояний шлюза и соответствующие команды, определяемые требованиями проекта.
Универсальный блок управления выступает в роли связующего звена между аналоговыми цепями пульта управления и контроллера С2000-2, включённого в шину RS485 протокола «Орион», и заградительными устройствами. УБУ полностью реализует все запрограммированные режимы работы шлюза: «Только въезд», «Только выезд», «Въезд/Выезд», «Сквозной проезд», «Блокировка», «Прорыв» и т.д.
Разработанные в результате такой совместной деятельности решения позволяют:
♦осуществить быструю интеграцию технических средств физической защиты производства ЦеСИС НИКИРЭТ с программно-аппаратными средствами НВП «Болид»;
♦реализовать систему контроля и учёта доступа (СКУД) на АТКПП, как логическую единицу в ИСО «Орион».
Размещённые в справочно-информационной системе типовые проектные решения (СИС ТПР – www.cesis-proekt.ru) дают уникальную возможность в кратчайшие сроки проектировать и создавать комплексы систем безопасности объектов с учётом самых современных требований.

Авторы:
Михаил Родионов,
ведущий специалист
ЗАО АО «ЦеСИС НИКИРЭТ»,
Сергей Боряк,
инженер-программист
ООО
«Радиорубеж»

 
“ТЕХНИКА ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА”, сборник статей • 2017 г.