Доклад: Создание типовых комплексов охраны
Доклад «Создание типовых комплексов охраны для учреждений Федеральной службы исполнения наказаний в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»
Автор: Смирнов Ю.Г., ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» Центр специальных инженерных сооружений (ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ») на протяжении десяти лет разрабатывает и серийно выпускает комплексы инженерно-технических средств физической защиты. Наша продукция положительно зарекомендовала себя на ядерных и других объектах особой важности (атомные электростанции, аэропорты, государственная граница). Защитные комплексы включают в себя как периметральные заграждения, так и специально оборудованные транспортные проезды и зоны досмотра. Все заграждения оснащены аппаратурой обнаружения. Следует отдельно отметить, что широкий ассортимент продукции предприятия позволяет проектировать комплексы инженерно-технических средств физической защиты в соответствии с определёнными климатическими условиями и с поставленными задачами – с учётом модели «нарушителя», сроком службы, ценовых характеристик и т.д. Три года назад мы начали тесно сотрудничать с представителями системы исполнения наказаний. В рамках эксперимента в одной из мордовских колоний было установлено заграждение на основе стального просечного полотна, которое положительно зарекомендовало себя в климате средней полосы России. Наше дальнейшее сотрудничество с организациями системы исполнения наказаний мы планируем продолжать, придерживаясь принятой в 2010 году Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р) Согласно принятой концепции, планируется повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшения условий несения службы; создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности.Модернизация оборудования на объектах ФСИН.
Используемые в настоящее время в учреждениях системы исполнения наказаний инженерно-технические средства охраны с нашей точки зрения морально устарели и не соответствуют предъявляемым им требованиям и международным стандартам, заявленных в вышеупомянутой концепции. Мы предлагаем оборудовать не только новые объекты, но и модернизировать существующие с учётом требований принятой концепции.
Сравнительная характеристика германского варианта и российского аналога охраны периметра.
Изучая передовой опыт организаций, разрабатывающих и выпускающих инженерно-технические средства охраны, мы обратили внимание на используемые в германских аналогичных учреждениях системы охраны и контроля доступа. Анализируя их тактико-тактические характеристики, мы сравнивали их с аналогами, выпускаемых нашим предприятием. В составе зарубежных комплексов присутствуют бетонные заграждения. С учётом сигнального козырька (0,9 – 1,7 м) наше заграждение выше, как минимум на 1 метр. По времени преодоления сетчатое ограждение имеет преимущество перед бетонным примерно на 10 %. При этом бетонное заграждение можно характеризовать только, как сигнальное. В то же время наше заграждение является одновременно и сигнальным и задерживающим. Сопротивление ветровым и снеговым нагрузкам. Сетчатые заграждения имеют низкую парусность; на них накапливается меньше снега, чем на бетонном. Для монтажа и в случае ремонта бетонного ограждения требуется тяжёлая строительная техника. Следовательно, время монтажа выше, чем у нашего варианта. Монтаж сетчатых заграждений может вести бригада из 4 человек. Соответственно, ремонт заграждения обойдётся дешевле и может быть проведён в сжатые сроки. Фундамент бетонного заграждения с учётом отечественного грунта и климата потребует дополнительных финансов. Для сетчатых заграждений подходит практически любой тип грунта. Общая себестоимость бетонных заборов, как минимум, на 20 процентов выше, чем у сетчатых. Тактика. При проектировании охранного комплекса в нашем варианте предусмотрена контрольно-следовая полоса. В германском варианте – твёрдое покрытие дороги внутреннего периметра. Поэтому в нашем варианте есть возможность определить и предупредить подкоп или побег. В нашем варианте также предусмотрена полоса земли вдоль периметра для оборудования малозаметного препятствия или безопорных заграждений из нескольких рядов армированной колючей ленты (АКЛ).Предлагаемый проект рубежей охраны периметра для СИЗО.
1) Предупредительное заграждение «ПКЗ» с установкой калиток и ворот. Основу «ПКЗ» составляет полотно из армированной колючей ленты (АКЛ-ПКЗ), скреплённой особым образом для получения ромбовидных ячеек. Высота заграждения может быть различна, начиная от 2 м и выше. По верху заграждения могут устанавливаться различные козырьки из армированной колючей ленты. При необходимости заграждения могут быть оборудованы калитками и воротами с аналогичным заполнением. ПКЗ относится к агрессивным типам заграждений и предназначено для внутренних территорий объекта (например, как рубеж запретной зоны). ПКЗ считаются труднопреодолимыми препятствиями. Плоские колючие заграждения сложно разрушить простым слесарным инструментом, поскольку они обладают высокой прочностью на разрыв и перекус. Времени на их преодоление требуется больше, чем в случае с сетчатыми ограждениями и его вполне достаточно для организации ответных действий со стороны охраны. Простота монтажа. Нет необходимости в сварочных работах. Земляные работы сведены к подготовке отверстий для опор. Бетонные работы минимизированы, поскольку бетонируется только каждая десятая опора. Это позволяет в короткие сроки выполнять строительно-монтажные работы на местности со сложным рельефом и на заболоченных участках. Практически весь монтаж можно вести силами четырех рабочих без применения тяжелой специальной строительной техники. Обзорность. Плоские колючие заграждения идеально подходят для контроля и охраны. Благодаря возможности сквозь ограду вести наблюдение близлежащей территории можно эффективно использовать видеокамеры, а если понадобится – стрелковое оружие. 2) Первый рубеж охраны периметра с внутренней стороны На первом рубеже охраны предполагается установка ТСО РЛД «Редут-300» (с отдельно выделенной полосой частот). РЛД «Редут-300» — радиолучевое двухпозиционное средство обнаружения, предназначенное для создания объемной зоны обнаружения вдоль: — протяженных участков периметра (применяется как с заграждением, так и без него); — верха заграждений; — стен, окон и крыш производственных зданий; — ворот; — автомобильных дорог и железнодорожных путей; — участка охраны, примыкающего к водоему. Принцип действия изделия основан на формировании в пространстве между направленными антеннами электромагнитного поля, образующего продольно-объемную зону обнаружения.Основные технические характеристики:

Конструкция заграждения обеспечивает высокие технические и эксплуатационные характеристики: — чрезвычайно затруднено преодоление перелазом, подкопом и разрушением заграждения; — возможность совместного использования заграждения с техническими средствами обнаружения на основе различных принципов действия.
На заграждении устанавливается вибросейсмическое средство обнаружения «Годограф-Универсал» предназначенное для организации рубежей охраны протяженных участков местности, периметров объектов, малоразмерных объектов (резервуарных парков, трансформаторных подстанций и т. п.), въезда и выезда на объект охраны, подъезда и подхода к объекту охраны. Устройство представляет собой комбинированное средство обнаружения и в зависимости от подключаемых к электронному блоку чувствительных элементов (ЧЭ) может применяться в качестве: — вибрационного средства обнаружения для обнаружения нарушителя, преодолевающего заграждение путем перелезания, разрушения или подкопа; — сейсмического средства обнаружения для обнаружения нарушителя, движущегося по поверхности грунта; — комбинированного вибросейсмического средства обнаружения. Вибрационный кабельный чувствительный элемент (ВЧЭ) устанавливается на: — заграждения из сетки ССЦП или стальной сварной проволоки с полимерным покрытием с прокладкой его в коробе или без короба; — козырьки, выполненные из объемной и плоской спирали из АКЛ, сетки ССЦП или стальной сварной проволоки с полимерным покрытием, установленные по верху железобетонных заграждений или любых жестко закрепленных конструкций; — заграждения из стандартных железобетонных плит; — в грунт под заграждением на глубину до 1 м. Сейсмический чувствительный элемент (СЧЭ) устанавливается в грунт на открытой местности или вдоль заграждений. Принцип работы основан на преобразовании механических колебаний заграждения и/или колебаний грунта в электрические сигналы с последующей обработкой сигналов и передачей сигнала срабатывания на ССОИ.Основные технические характеристики:

Основные технические характеристики:

Технические характеристики:
Габаритные размеры вышки, мм: 3400 х 2200 х 7200 (h); Масса, кг: 5000. Вышка выполнена по сборно-сварному модульному принципу. Использование межэтажных секций, кратных 2,3 м позволяет набрать любую высоту. При наличии подготовленной площадки и автокрана, требуемой грузоподъемности, срок монтажа вышки не превышает 1,5 – 2 часов. Опорные стойки вышки изготовлены из горячекатанного профиля (сечением 120 х 120 мм). Трап (лестница) выполнен по модульному принципу с применением схемы подъема/спуска, используемой на кораблях. Трап оснащен поручнями для экстренного спуска, что позволяет преодолевать межмаршевый пролет одним движением. Для возможности безопасного и быстрого реагирования на действия противника в случае нападения, под пулестойкими стеклопакетами установлены приспособления для ведения ответной стрельбы с расширенным углом обстрела, которые оснащены термозаглушкой и защитной заслонкой с поворотно-откидным механизмом управления. Монтаж вышки производится на готовый фундамент. Фундаменты возводятся в соответствии с типовым проектом. Предлагаемый проект охраны въездной досмотровой зоны. КПП для авто- и ж/д транспорта. Основой транспортного КПП является ангар — бескаркасное арочное сооружение. Предлагаем принцип построения физической защиты транспортного проезда и досмотрового комплекса Транспортные проезды и проектировщики и эксплуатационные организации (службы охраны объекта) рассматривают как самые уязвимые места во всем комплексе инженерно-технических средств физической защиты. Из-за своих функциональных назначений любые проходы и проезды нарушают принцип равнопрочности любого заграждения и защитного комплекса в целом. Поэтому на них следует обратить особое внимание Для усиления защиты объекта и снижения вероятности прорыва нежелательных лиц или провоза несанкционированного груза через пропускные пункты в транспортных зонах создают несколько охранных рубежей, специальные досмотровые площадки, спроектированные в виде шлюзов. Тем не менее, судя по статистике происшествий и анализу уязвимости, все эти меры не могут полностью предотвратить или нейтрализовать нападение на охраняемый объект. Чтобы сделать работу транспортного проезда скрытой от нежелательного взгляда, а процедуру досмотра более эффективной, специалисты ЦеСИС НИКИРЭТ спроектировали пропускной пункт для автомобильного и железнодорожного транспорта в виде арочного ангара из оцинкованной стали. Ангар относится к одному из типов легких быстровозводимых бескаркасных конструкций. Современная технология позволяет варьировать габариты сооружения. Благодаря устойчивости к ветровым и снеговым нагрузкам, ангар может быть установлен в любой климатической зоне. Для строительства ангара не требуется капитальный фундамент. Конфигурация замков фальцовочных швов, соединяющих модули ангара, делает крышу герметичной. При этом он не требует покраски и не нуждается в дальнейшем ремонте. В торцевых стенах ангара монтируют ворота. Они могут быть как распашными, так и откатными. В проекте ангара можно запланировать дополнительные ворота, двери, козырьки, досмотровые эстакады, кран-балки, внутренние перегородки и антресоли. Транспортные потоки могут быть организованы следующим образом,- один двухсторонний проезд или два односторонних. Проезды оборудуют противотаранными устройствами (ПТУ). ПТУ устанавливают, чтобы свести к минимуму вероятность силового прорыва в точках въезда. В зависимости от модификации ПТУ может задержать грузовик весом до 20 тонн на скорости до 40 км/час. При любой схеме проезда ПТУ устанавливают внутри ангара,- перед внутренними воротами при въезде на объект и перед внешними воротами при выезде. Даже если злоумышленники смогут протаранить ворота или проехать в проем в момент открытия, ПТУ поставит надежный заслон и максимально затруднит их прорыв. Тем самым, при прорыве нарушителя в несколько раз увеличивается время преодоления защитного рубежа, что позволяет охране отразить нападение. Все остальные инженерно-технические средства физической защиты устанавливают по типовой для транспортных проездов схеме. Этот проект может видоизменяться в зависимости от функциональных задач и специфики объекта. Ключевые достоинства Транспортные проезды и досмотровые площадки закрыты от внешнего наблюдения; Вся аппаратура и оборудование, находящиеся на территории досмотрового шлюза работают практически без влияния на них внешних воздействующих факторов (атмосферных осадков, ветра и т.п.); Можно использовать оборудование и приборы, работающие в щадящих условиях, с менее жесткими требованиями к внешним воздействующим факторам. Как правило, они дешевле и обладают большим ресурсом; Из-за отсутствия воздействия атмосферных осадков снижаются затраты на проведение регламентных работ досмотрового и другого оборудования; Появляется возможность работы со стационарным освещением. Равномерное постоянное освещение без солнечных бликов – стабильная работа аппаратуры для видеонаблюдения и досмотра; Возможны установки стационарных средств пожаротушения, пожарной и охранной сигнализаций; Позволяет значительно снизить трудоемкость досмотра железнодорожного транспорта; Созданный микроклимат позволяет эффективней выявлять взрывчатые вещества. В целом предлагаемая схема транспортного проезда позволяет повысить эффективность несения службы личному составу: сокращает время досмотра, делает его более качественным и, как было сказано выше, значительно увеличивает время преодоления рубежа. Дополнительные возможности В случае необходимости ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» может спроектировать и изготовить заграждение с системой нелетального электрошокового воздействия на нарушителя. Электрошоковое заграждение – высокоэффективный охранно-защитный комплекс нового поколения. Принцип его действия основан на практически безопасном электрошоковом воздействии короткими высоковольтными импульсами с амплитудой до 50 киловольт. При этом защитная диэлектрическая одежда, обувь и перчатки не способны защитить человека от высоковольтного удара электрическим током. Комплекс активно препятствует попыткам проникновения на охраняемый объект и оказывает мощное морально – психологическое и физическое (шокового) воздействия на нарушителя. Система срабатывает при прикосновении или приближении к электризуемому элементу на расстояние до 15мм. Комплекс запатентован, соответствует действующим стандартам, отвечает современным требованиям к средствам безопасности, что подтверждено техническими, медицинскими и биофизическими испытаниями. Функции, выполняемые электрошоковым заграждением: — создание физического препятствия; — усиление рубежа охраны и функциональности комплекса ИТСО; — оказание морально – психологического воздействия на нарушителя; — обеспечение условий для действий сил охраны (в т.ч. для отражения нападения).Основные технические характеристики:
питающее напряжение – 220 В (50 Гц); потребляемая мощность – не более 15 Вт; воздействие при мощности до 2 Вт, может иметь амплитуду высоковольтных колебаний до 50 кВ (при силе тока не более 30 мА). Взаимодействие ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» и ФСИН. В течение трёх лет УФСИН по Республике Мордовия плодотворно сотрудничает с Центром специальных инженерных сооружений (ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»). ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» является ведущим предприятием страны в области создания и производства комплексов инженерно-технических средств охраны. В результате совместной работы в ФБУ ИК-18 было налажено производство комплектующих изделий для средств инженерной защиты «Махаон» и «Метол». Кроме того было организовано пять технологических линий для производства заграждения «Метол М1» и плоского колючего заграждения «ПКЗ» из плоской колючей ленты. Кроме того, в соответствии с концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р) ведётся совместная разработка системы контроля доступа на территорию исправительных колоний и, в частности, электромеханического замка. При необходимости мы готовы задействовать все производственные мощности предприятий УФСИН по Республике Мордовия для совместного производства инженерно-технических средств охраны. 1) Разработка документации и сертификация изделий. Мы готовы взять на себя разработку документации и сертификацию выпускаемых учреждениями ФСИН изделий КИТСФЗ «Интеграл». 2) Мы готовы организовать обучение специалистов ФСИН правильной эксплуатации и производству изделий охранных комплексов на базе НИКИРЭТ и ЦеСИС НИКИРЭТ. 3) Модернизация имеющихся систем Мы предлагаем заменить морально устаревшие «Пионы» на РЛД-СМП с более высокими тактико-техническими характеристиками. При этом существующая кабельная система останется на месте. Замене будут подлежать только сами приборы. Модернизация системы управления доступом. Мобильный комплекс КСМ может быть моментально развернут. В течение 20 минут им можно перекрыть всю территорию колонии. Комплекс можно эффективно использовать как на готовом объекте, так и в период его реконструкции. Мы можем заменить все ТСО, применяемые сегодня в учреждений ФСИН, на ТСО нашего производства. При этом заказчик на порядок сэкономит электроэнергию, так как вся аппаратура была нами разработана с малым потреблением электроэнергии специально для пограничников. У всей предлагаемой аппаратуры электропотребление не превышает 60 миллиампер (при напряжении 24 в). 4) Организация НИОКР во ФСИН Мы можем участвовать в НИОКР, проводимых во ФСИН. Мы уже имеем опыт работы с МЦИТО г. Волгоград – совместно проводили испытания в их испытательном центре. Поддерживаем контакты с проектной службой МЦИТО. Можем предложить использовать наши типовые проектные решения.