Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Безопасность – повседневная осознанная потребность

16—17 февраля 2011 г. в Москве, в рамках XVI Международного форума «Технологии безопасности» проходила Х Международная научно-практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте». Конференция была организована при активном участии Комитета Государственной Думы РФ по транспорту, постоянной комиссии межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по вопросам обороны и безопасности, Фонда «Транспортная безопасность» и Министерства транспорта РФ. Сразу оговорюсь, что эта конференция была запланирована ещё в середине прошлого года и не была дежурным реагированием на теракт в Домодедово. Но трагические события 24 января были свежи в памяти и настолько показательны, что каждый докладчик не преминул на них сослаться. Собрался весь цвет транспортного сообщества в погонах и без оных: высокопоставленные чиновники, отвечающие за безопасность на транспорте, юристы, разрабатывающие федеральные законы и подзаконные акты, руководители транспортных предприятий и инженеры-разработчики устройств и технологий в области безопасности. Последние представляли, в том числе, пензенские и зареченские предприятия. Само мероприятие проходило в выставочном комплексе «Крокус». Буквально в двух шагах от места слушанья докладов проходила выставка соответствующего оборудования и технологий, где можно было воочию ознакомиться с тем, о чём говорилось на конференции. По задумке организаторов конференция должна была стать площадкой для экспертного обсуждения безопасности на транспорте. Надо признать, что это им удалось. Обмен мнениями активно шёл как в формальной, так и в кулуарной обстановке. Программа конференции была разбита на несколько тематических разделов-направлений. Один из них – совершенствование законодательства и нормативных актов в сфере транспортной безопасности. Большинство выступавших обсуждали положения Федерального закона «О транспортной безопасности» (от 09.02.2007 N 16-ФЗ) и новую редакцию этого документа (изменения были внесены Федеральным законом от 07.02.2011 N 4-ФЗ), которая вступила в силу 1 марта 2011 г. Этот закон был принят впервые не только у нас в России, но и в мире. По мнению специалистов, закон действовал, но эффективно не работал. Необходимо было усовершенствовать нормативную базу. Что и было сделано. Например, согласно вступившему в силу с 1 марта положению (Статья 51. Статистическая отчетность) Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти». До этого прокуратура разрабатывала методику учёта, а статистику вели на местах разные органы. В результате при общем росте количества терактов в Северо-Кавказском федеральном округе в Чечне этот показатель был равен …нулю. Хотя проведённая проверка показала, что в республике было совершено свыше трёхсот преступлений террористической направленности. Безопасность на транспорте проблема комплексная. Сегодня ведётся большая масштабная работа Минтранса, силовых структур, вплоть до президента. Однако террористы лучше, чем мы, знают все узкие места на транспорте. Меры ответственности юридически не закреплены. Вся ответственность лежит на перевозчике и владельце транспортной инфраструктуры. А что случись, они кивают на милицию (полицию), а те, в свою очередь, на ФСБ. В результате мы не ведём борьбу с терроризмом, а только ликвидируем его последствия. Безопасности на транспорте не хватает системности и последовательности. В целом был обозначен целый ряд ПРОБЛЕМ: Слабое информационное взаимодействие между ведомствами и странами. Это проблема не только наша, но и других стран. Пример тому – теракт 24 января в Домодедово. Противоречивое законодательство; Нет взаимодействия транспортников с силовыми структурами; Нет взаимодействия силовых структур; Технические средства пока слабоваты. Не решив вопроса продвижения отечественных учёных и инженеров, мы останемся заложниками зарубежных технологий. Но самое слабое звено — человеческий фактор, в том числе его коррупционная составляющая. Законодательство о проверках не подходит для проверок транспортной безопасности. Проверки должны быть внезапными, иначе инспекторы видят всё «причесанным». Впрочем, некоторые делают иначе. Проверку юридических лиц проводят один раз в 3 года. Уклоняясь от проверки, некоторые организации меняют название каждые два с половиной года. Требования силовиков входят в противоречие с экономической целесообразностью. Требуется анализ уязвимости объекта, далее соответствующие требования к объекту. При этом  не определена методология оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Из-за этого процесс согласования получается долгим. Это же касается вновь строящихся объектов. В то же время любое юридическое лицо, допустим хлебокомбинат, имеет право готовить специалистов по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Если аккумулировать выступления докладчиков по данной теме, то необходимые СРОЧНЫЕ МЕРЫ выглядят следующим образом: Корректировка законов и подзаконных актов государственных и прочих структур Приоритетами должны быть: Взаимодействие между органами власти и другими ведомствами. Создание единого формата баз данных разных структур Мониторинг терактов на основе информационных систем. Рекомендации По мнению зарубежных экспертов, наличие систем управления факторами опасностей и рисков в 1,5 – 2 раза снижает их количество в авиакомпаниях и аэропортах и предупреждает акты незаконного вмешательства. Отсутствие таковых приводит к «Домодедово». Конкретные предложения По признанию специалистов не всякая рамка, досмотровый транспортёр или собака обнаружит те взрывчатые вещества, которые сегодня доступны террористу. На конференции был представлен новый портативный дистанционный прибор, который может на расстоянии (до 50 м) определять местонахождение боеприпасов и взрывчатых веществ – гексогена и пр. При этом вещество может находиться в закрытом автомобиле или в полиэтиленовом пакете. Прибор разработан в Болгарии и запатентован в США. Болгарская фирма (разработчик прибора) уже экспортирует его в Германию и заинтересована в производстве и распространении прибора в России. С техникой такого уровня можно эффективно патрулировать автостоянки и определять ещё на подходе к транспортному объекту наличие боеприпасов и взрывчатых веществ в автотранспорте и у прибывающих туда людей. Второе направление приложения сил – это системы безопасности на основе технологий ГЛОНАСС Сегодня ГЛОНАСС – это программа «умного» страхования — Оперативный вызов помощи при авариях или нападении на транспорт — Противоугонные системы — Управление маршрутами общественного транспорта — Оптимизация движения транспорта — Мониторы на остановках и всякие другие приятные мелочи. При этом системы предназначены как для крупных предприятий, так и для частных лиц. ГЛОНАСС, надо признать, не панацея, но инструмент неплохой и перспективный. Это те случаи, когда технические решения сами ложатся в основу концепции, концепции противодействия терроризму. На основе технологии локализации взрывчатых веществ и оперативного мониторинга автотранспорта можно создавать систему противодействия террористической деятельности.