Типовые проекты Скачать проект
Форма обратной связи
8 (800) 444-22-51 Звонок по России бесплатный snabsbit@cesis.ru Отдел продаж
Форма обратной связи

Автотранспортный КПП усиленное звено. Практические рекомендации.

Если линейные участки периметра объекта можно защитить
дополнительными средствами, то обеспечить безопасность
контрольно-пропускных пунктов намного сложнее.


 
Олег ШАПОВАЛ,                                      Павел ЧЕРУШЕВ,
председатель совета директоров     начальник проектного отдела
ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»                        ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»


На автотранспортном контрольно-пропускном пункте (АКПП) проводится принудительная остановка и досмотр транспортных средств. От его ритмичной работы зависит нормальное функционирование объекта. На сегодняшний день АКПП в плане технического оснащения является наиболее насыщенным участком в системе охраны периметра объекта. Через АКПП проходят автотранспортные средства и перемещаются массивные грузы, с помощью которых потенциальные нарушители могут совершать противоправные действия с серьезными последствиями.
Оборудование АКПП, представляющее собой сосредоточение техники различных классов, предназначено предотвращать или снижать вероятность подобных угроз, а также защищать от опасности персонал, досматривающий транспорт и регулирующий работу шлюза.


АНАЛИЗ УГРОЗ
Необходимость повышения защищенности различных транспортных объектов обусловлена продолжающимся нарастанием террористической угрозы. В наши дни каждый аэродром, вокзал или станция, топливная база и т.п. представляют собой потенциальную мишень для террористов.
Для затруднения преодоления периметрального ограждения его конструкции оснащены «козырьками» на основе армированной колючей ленты и дополнительными рубежами заграждений (рвом, железобетонными блоками и т.п.). В случае нахождения объекта в зоне с повышенным уровнем террористической угрозы по его периметру или на особо опасных участках устанавливают ограждение из сетчатых панелей типа Securifor® с высокой плотностью заполнения.
То есть на каждом участке периметра линейного объекта существуют рубежи, на преодоление которых нарушитель тратит определенное время, достаточное для реагирования сил охраны. В отличие от периметрального периметрального ограждения зону АКПП в момент ее открытия возможно преодолеть моментально (имеется в виду прорыв с использованием автомобиля).
Поэтому наиболее уязвимым и, соответственно, ответственным местом в системе безопасности объекта является транспортный проезд (шлюз). Анализ терактов, совершенных в разных странах на объектах различных категорий, показывает, что наибольшую опасность представляет группа из двух-пяти человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства. Один из шаблонных способов действия такой группы — внезапный прорыв к объекту через АКПП на начиненном взрывчатым веществом автомобиле.


ЗАЩИТА ОТ ПРОРЫВА
Чем можно ограничить непосредственный прорыв автотранспорта с потенциальным нарушителем в охраняемую зону? Радикальным противодействием данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути прорыва автотранспорта.
Это позволяет предотвратить теракт на стадии замысла либо значительно уменьшить ущерб при совершении подобных акций.
В данном случае под физическими препятствиями имеются в виду противотаранные устройства (ПТУ) в совокупности со средствами, снижающими кинетическую энергию движущегося автомобиля. В случае попытки прорыва основной таранный удар принимает на себя противотаранное устройство при условии, что ворота АКПП не имеют противотаранных качеств и защищают объект только от пеших правонарушителей.
(О видах и особенностях противотаранных устройств подробно написано в статье Шаповала О.Л. «Железная дорога и не только» в журнале «Транспортная безопасность и технологии» №1/2013 г.).
Практика показывает, что система безопасности объекта должна быть готова к таранному удару большегрузным автомобилем (массой до 40 т), который движется со скоростью 80 км/ч. Для уменьшения кинетической энергии таранного удара потребуется принудительно снизить скорость движущегося автомобиля.
К правильно расположенному АКПП можно подъехать единственным способом — повернув с дороги, ведущей к данному объекту, непосредственно перед самим АКПП. Выполняя поворот, водитель вынужден будет снизить скорость. Если же к АКПП ведет прямой участок дороги, для принудительного снижения скорости автомобиля перед въездом на объект устанавливают искусственные непреодолимые препятствия: бетонные блоки, отбойники, «лежачие полицейские» и т.п. Их параметры и порядок применения регламентированы рядом нормативных документов (в том числе Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458). Но даже с учетом принудительного снижения скорости многотонное автотранспортное средство является серьезным испытанием для противотаранной системы. В то же время не исключена возможность прорыва через соседний досмотровый шлюз в тот момент, когда в нем открывают проезд. Поэтому на границе между шлюзами необходимо устанавливать физические препятствия с противотаранными качествами, например комбинированные заграждения «Заслон».
При проектировании АКПП ПТУ располагают как на въезде в досмотровый шлюз, так и перед выездом из него. Второе ПТУ открывают только после окончания процедуры досмотра, так как возможен прорыв навстречу выезжающему с объекта автомобилю. И последствия в этом случае могут быть не менее тяжелыми. Поэтому комплект физических препятствий для выездного шлюза должен быть равноценен оборудованию для въездного — такое же противотаранное устройство, такие же ворота и т.д.

ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АКПП
Во главе этого списка находятся противотаранные устройства шлагбаумного типа с шириной проезда от 4,5 до 6 м, гарантированно выдерживающие таранный удар автотранспорта массой 20 т, движущегося со скоростью 40 км/ч. ПТУ должны быть рассчитаны на эксплуатацию в жестких климатических условиях.
Руководству объекта и лицам, отвечающим за его безопасность, необходимо понимать, что при выборе средств противотаранной защиты рассматриваемыми критериями служат не только рабочий ресурс, стоимость, финансовые и трудовые затраты на монтажные и пусконаладочные работы, расходы на эксплуатацию, но в первую очередь — эффективность противотаранных средств. Противотаранное устройство в случае попытки прорыва, безусловно, придется заменить на новое, что все же намного проще и менее затратно, чем восстанавливать дорогостоящее оборудование и ликвидировать техногенные катастрофы.
Ворота. Распашные ворота работают, конечно, быстрее откатных, но их применение возможно только при наличии свободного места для полного их открытия. В случае стесненности транспортного проезда рекомендуется применять распашные ворота со складывающимися створками.
Особое внимание необходимо уделить заполнению панелей ворот. Оно должно быть сплошным как минимум на 2 м в высоту, что позволяет скрыть от посторонних действия охранников.
При этом ворота не должны быть ниже 2,5 м. Верхнюю часть ворот предпочтительнее сделать сетчатого заполнения, для того чтобы можно было использовать телекамеры.
На третьей позиции стоят физические препятствия комбинированного типа для разделения параллельных шлюзов: сетчатые сварные панели на мощном бетонном блоке. Данные ограждения оборудуют калитками с электромеханическими замками для прохода персонала между шлюзами.
И калитки, и замки должны обладать антивандальными свойствами и быть рассчитаны на работу при низких отрицательных температурах.
Приводы для ворот и другие устройства и механизмы подбирают также с учетом особенностей российского климата. Отмечено, что электромеханическое оборудование более надежно в зимних условиях.
К обязательному оборудованию также относятся досмотровая эстакада и навес. Благодаря навесу видеокамеры и досмотровая аппаратура работают в щадящих условиях, в результате происходит меньше технических сбоев.